Проект шлюзования Сухоны
Июль 1919 года. Разгар гражданской войны. На Северной Двине идут бои с интервентами. По всем селам на Сухоне проходит мобилизация населения...
И вот в такое трудное для страны время в исполком Великоустюгско-го уездного совета приходит письмо из главного управления работ по устройству Шекснинско-Беломорского водного пути с кратким описанием проекта шлюзования Сухоны: «...Вследствие условий переживаемого момента военными властями разрешено приступить пока к организации работ на верхней Сухоне. Дальнейшее же развертывание работ встречает препятствие в связи с положением фронта. Всемерно заботясь об успехе работ, признанных ВСНХ работами неотложными и первостепенной важности, Управление считает своим долгом просить Устюжский исполком об авторитетном содействии в деле выполнения возложенной на него обширной и трудной задачи».
Уездный исполком направляет письма Нюксенскому, Богоявленскому и Востровскому волисполко-мам с просьбой оказывать всяческое содействие лицам, командированным для работ по шлюзованию Сухоны, отмечая при этом, что предполагаемая работа имеет громадное значение для нашей республики.
По этому проекту предполагалось шлюзовать Сухону от истока до устья Малой Северной Двины на длине 650 верст. Весь участок разбивался на семь групп сооружений, каждая из которых включала каменный шлюз, каменную плотину, запирающуюся цилиндрическими затворами. Для получения электроэнергии следовало возвести 6 нижних гидроэлектростанций, что позволяло обслуживать район радиусом до 150-200 верст около каждой ГЭС. Кроме того, при плотинах возводились мосты для грузового движения, а вдоль Сухоны прокладывалась телефонная линия от Вологды до Великого Устюга.
Падение рек Сухоны и Малой Северной Двины разбивалось на семи новых сооружениях. Строительные работы поручались инженерам П.А. Валуеву (Красная Горка, Гремяче-во), Б.И. Холодовскому ( Порог - Ско-рятино, Брызгалово) и В.А. Гамалею (Березовая Слободка, Коченга, Тотьма).
В последующие годы велись некоторые работы на Шекснинско-Беломорском водном пути, в верховьях Сухоны, однако вскоре они были приостановлены. Сильная засуха 1921 года привела к неурожаю, что отозвалось в начале 1922 года для миллионов людей голодом. Конечно же, сказались и последствия гражданской войны. В такой обстановке о шлюзовании Сухоны и не вспоминали.
Опокстрой. Вторая попытка
Возможно, кому-то тогда весь этот проект казался утопичным, но началась индустриализация и страна занялась гигантскими стройками. В конце 1940 года подошла очередь и Сухоны - начались подготовительные работы по строительству гидроузла в Опоках, но с началом Великой Отечественной войны они были приостановлены. И только в 1943 году, когда после битвы за Сталинград стало ясно, что перелом в войне наступил, работы возобновились.
В качестве основной рабочей силы на Опокстрое использовались заключенные исправительно-трудовых лагерей.
В буклете «Опоки» так написано об этой стройке: «Под лай конвойных собак заключенные тачками перемещали миллионы кубометров грунта... От Опокского гидроузла сохранились лишь полуразрушенные шлюзовые сооружения да поклонный крест безвинно погибшим во время строительства людям...»
Из архивных материалов стало известно, что основной контингент заключенных Опокстроя составляли осужденные за хозяйственные и уголовные преступления.
В начале 1945 года на стройке была высокая заболеваемость (57 процентов списочного состава) и высокая смертность (до 25 человек в месяц).
Подневольный труд, недостаточное питание и жизнь в бараках и землянках, конечно же, не могли способствовать нормальной работе. Да и все силы СССР были направлены на борьбу с фашизмом, а после победы - на восстановление народного хозяйства.
Построенная в Опоках плотина была смыта весной 1947 года бурными водами, что явилось или ошибкой инженерных расчетов, или плохим качеством строительства. После этого интерес гидростроителей к Сухоне уменьшился. А ведь среди всех предполагаемых шлюзов на Сухоне именно Опокский считался самым серьезным и трудным. Если бы он был удачно построен, то и все остальные шлюзы были бы сделаны.
Не везёт Сухоне - о ней вспоминают то в 1919, то в 1940-1947 годах - в трудные времена для страны. В итоге, так и осталась она мелководной рекой, оправдывая своё имя, данное ещё в древности.
От «золотого века» до забвения
В истории Сухоны были и славные времена, когда она входила в знаменитый Северный торговый путь, соединявший европейские страны с Московским государством. С годами торговля через Архангельск всё расширялась, принося государству значительные доходы.
Сухона и тогда была коварной рекой, опасной для судоходства. Как писал в своих донесениях в 1651 году шведский посланник Иоганн де Родес: «Нижняя Сухона весьма не глубока, при этом полна больших камней... где дощаники и лодьи легко разбиваются и тонут с грузом».
Особенно страшным местом были Опоки, где сильное течение и высокие крутые берега пугали купцов. Без помощи опытных носников (лоцманов) и судовых ярыжных ( бурлаков) здесь нельзя было обойтись. Все знают о знаменитой картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». На Северной Двине и Сухоне тоже были бурлаки. В начале XVII века на Сухоне их работало до 10 000 человек ежегодно.
И так уж вышло, что, «прорубив окно» в Европу на берегу Невы, столь нужное для России, Петр I «заколотил другое окно» в Европу, существовавшее более 160 лет, запретив в 1722 году отпуск товаров через Архангельский порт (этот запрет был снят в 1762 году). И Сухона перестала быть важной речной дорогой, обслуживая только местные перевозки грузов.
Северо-Двинский водный путь
Идея устройства канала между Шексной и Кубенским озером возникла ещё при Петре I. О ней вспомнили через 100 лет. В 1823 году для установления надёжного водного пути между Архангельском и Волгой были проведены изыскания трассы канала между Шексной и Сухоной (в этих местах около 1000 лет назад существовал Славянский волок, соединяющий бассейны Волги и Двины). А в 1828 году был открыт шлюзованный Кирилловский канал длиной 127 км от Шекс-ны до рек, ведущих к Кубенскому озеру, откуда начинается Сухона. Вскоре его переименовали в канал герцога Вюртембергского - брата русской императрицы Марии Федоровны. В 1834 году в истоке Сухоны построили шлюз и плотину «Знаменитая».
В 1882-1885 годах были проведены дноуглубительные работы и реконструкция шлюзов, а в 1916 году началась вторая реконструкция этой водной системы под руководством инженера И. В. Петра-шени (1875-1937). Вполне возможно, что он был одним из авторов проекта шлюзования Сухоны, так как именно он подробно описал её судоходные условия в книге «Река Сухона». Книга эта вышла в 1911 году, а один из её экземпляров хранился в личной библиотеке Николая II.
Сухона и до этого не оставалась без внимания императорского двора. Так, в 1870 году по ней совершил путешествие на пароходе Великий князь Алексей Александрович, а в 1885 году - Великий князь Владимир Александрович.
В 1913-1914 годах исследование рек Сухоны и Малой Северной Двины было проведено гидрологом М.А. Великановым (1879-1964).
Реконструкция Северо-Двинского водного пути (как стали называть эту водную систему) завершилась в 1921 году. Он лежал лишь к истоку Сухоны, что тоже было, конечно же, важно. А мечта превратить всю Сухону в судоходную реку на весь период навигации - осталась на бумаге...
Об авторе. Юрий Николаевич Коротков - давнишний наш автор и читатель. Инженер по образованию, живёт в Петербурге, но его родословная начиналась в Великом Устюге и Вологде, чем нынешний петербуржец несказанно горд. Он часто бывает в родных краях и никогда не обходит стороной нашу редакцию. Так случилось и на этот раз. Подготовить предлагаемый вам материал о Сухоне Юрию Николаевичу помогли вологодские архивы.
Юрий КОРОТКОВ, Великий Устюг - Вологда - Санкт-Петербург.
krassever.ru