Геннадий Акиньхов Подводные лодки на Сухоне. // Красный Север (Вологда).- 19.11.2004.- 226
В один из майских дней сорок третьего Тотьму, где я тогда жил и учился в школе, взбудоражило невиданное: на Сухоне появился... военно-морской флот. Целый день, с небольшими промежутками, по реке шел караван военных судов, громадных доков, разных подсобных плавсредств. Тотемские берега усыпали ребятишки, подолгу любопытствовали взрослые... Лишь спустя много лет я узнал суть и детали увиденного в школьные годы.
В 1943 году по решению Государственного Комитета Обороны для усиления Северного Флота были переведены с Каспийского моря внутренними водами в Архангельск подводные лодки "С-14", "С-15", "С-103", "С-104", "М-200", "М-201". Маршрут их проводки: по Каспийскому морю из Баку в Астрахань, затем по Волге до Рыбинского водохранилища, далее по водным путям Вологодской области (от Череповца до Топорни, близ Кириллова по реке Шексне, потом по Северо-Двинской системе и озеру Кубенскому, далее по реке Сухоне до Великого Устюга). Затем - по Северной Двине до Архангельска, а оттуда, через Белое море, на морские просторы, в Северный Флот.
В апреле - начале мая 1943 года, пока подводные лодки шли через штормовое Каспийское море и по засоренной минами Волге, группа офицеров изучала фарватер внутренних вод от Череповца до Архангельска и разрабатывала план обеспечения перехода. До Горького (ныне Нижний Новгород) лодки шли своим ходом. Далее основным средством их транспортировки стали плавучие доки. Для уменьшения осадки на случай прохода малых глубин они оснащались специальными понтонами, применение которых позволяло снизить осадку дока с подлодкой типа "С" до 1, 2 м. Доки сопровождались водолазным ботом, а также баржой с имуществом, необходимым на случай аварии или посадки на мель. С отрядом следовал офицер-гидрометеоролог, получавший все нужные сведения от Центрального института прогнозов по радио через управление связи Военно-Морского Флота. К проводке были подключены шекснинские и сухонские технические участки, службы гидросооружений Северо-Двинской водной системы.
Для обеспечения секретности корабли следовали тремя группами. На всем пути командир отряда поддерживал связь по радио с Москвой и другими городами. Связь между группами осуществлялась тоже по радио. В Топорне, недалеко от Кириллова, подводные лодки встретил отряд тральщиков Беломорской военной флотилии. Выполняя функции противоминной и противовоздушной обороны, они шли впереди каждого дока, нередко оказывая помощь в снятии их с мели. Для прикрытия от нападения с воздуха на территории Вологодской области была привлечена истребительная авиация Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО, (конкретно - 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО. Ее штаб находился в Вологде, в нынешнем Дворце культуры железнодорожников, а два авиаполка дислоцировались под Вологдой, под Череповцом и в Бабаевском районе). Читал потом в Центральном архиве Министерства обороны России в отчете о боевых действиях ЧВДР: "В весенне-летние навигации 1943 и 1944 гг. части дивизии (включая и зенитные подразделения ЧВДР - Г.А.) обеспечивали перебазирование подводных лодок... по Северо-Двинской и Мариинской водным системам".
В конце мая 1943 года подводные лодки прибыли в Архангельск и вскоре вступили в боевые действия в составе Северного Флота.
В 1944 году с Каспийского моря на Северный Флот тем же маршрутом были переведены подводные лодки "С-16", "С-17", "С-19".
В июне-июле 1944 года из Архангельска на Черное море перебазировалось шесть больших и двенадцать малых охотников за подводными лодками и двенадцать торпедных катеров. Из них сформировали отряд кораблей, который разбили на четыре группы: большие охотники по два поставили в доки, а остальные корабли по четыре-шесть единиц буксировались речными пароходами. Отряд сопровождался водолазами, имевшими необходимые аварийно-спасательные средства. Корабли Беломорской флотилии обеспечивали противовоздушную и противоминную оборону эшелонов отряда. Для обеспечения секретности в больших городах остановок не делали, а личный состав на всем протяжении следования не увольнялся на берег. Помню, в Тотьме несколько кораблей из тех эшелонов по какой-то причине сделали остановку - стояли, приткнувшись под обрывистым берегом Сухоны, как раз рядом с нашей средней школой N 1: школяры были на каникулах, и некоторые из них часами просиживали на берегу. Матросов действительно на берег не выпускали, разве что единицы.
В июле 1944 года корабли прибыли к месту назначения и приняли участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота.
Речники Вологодской области в навигацию 1941 года принимали участие и в выполнении задания Государственного Комитета Обороны по переводу с ленинградских заводов в Горький для достройки 33 военных кораблей. По территории нашей области маршрут пролегал по реке Вытегре, Мариинской водной системе, Белому озеру и Шексне - до Череповца. Далее по Рыбинскому водохранилищу - на Волгу. Три корабля, имевших большую осадку, пришлось транспортировать в доках, один - в деревянных баржах, остальные доставлялись на плаву. В установленных местах их передавали для проводки Шекснинскому пароходству.
А вообще, кроме этого, реки, озера и каналы Вологодской области использовались при осуществлении планов Советского военного командования в нескольких направлениях. Это, в частности, подвоз грузов и людей для 7-й отдельной армии, с осени 1941-го по лето 1944-го державшей оборону по реке Свирь, для Онежской военной флотилии, для других частей и соединений. "Для войск Карельского фронта Шекснинское пароходство (управление в городе Череповце - Г.А.) подвозило грузы по Онежскому каналу непосредственно к линии фронта", - говорится в книге "Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне" (М., 1981). По ним перевозили военнослужащих, мобилизованных, просто пассажиров, народнохозяйственные грузы, стратегические материалы, осуществляли военно-санитарные, эвакуационные перевозки, здесь ремонтировали корабли Онежской военной флотилии.