Городские церкви
Богоявленский собор
Тотемский Богоявленский собор находится в старом укреплении или, как теперь называют, на Соборной горке21. В настоящее время большая часть старого укрепления принадлежит собору. С трех сторон - с восточной, южной и западной - соборные храмы обнесены каменной оградой, а с четвертой к ней примыкает церковная земля с деревянной сторожкой и земля церковно-приходской школы, отделенная от соборной площади забором. В ограде устроено двое ворот - с восточной стороны и с западной. С восточной стороны, против святых, или главных, ворот через ров старого укрепления в недавнее время устроен земляной мост вместо бывшего деревянного.
Внутри ограды, слева от святых ворот, расположено главное двухэтажное здание соборного храма, построенное в классическом стиле Николаевских времен. В верхнем этаже главный придел освящен во имя РождестваБогородицы, а в нижнем - во имя Богоявления Господня 22. Справа от ворот находится более древний храм во имя Казанской иконы Божией Матери, с четырехэтажной каменной колокольней, украшенною башенными часами, отбивающими четверти и часы. Стены и окна этого храма украшены затейливыми орнаментами в стиле позднего барокко. Таков же наличник у входной арки в церковь.
Иконостасы главного храма устроены в классическом стиле сороковых годов прошлого столетия и неинтересны. Из древних икон, сохранившихся в них, следует отметить, прежде всего, чудотворную икону Смоленской Божией Матери, писанную на доске красного дерева. На оборотной стороне иконы изображено Богоявление Господне. В настоящее время икона находится в верхнем храме по левую сторону царских врат правого придела, освященного в честь этой иконы, а в прежнее время находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе, вследствие чего в Московских святцах и называется иконою Тумбовской Божией Матери (иногда Тотемской), празднование которой положено 9 сентября. По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами23 .
Кроме этой иконы, в Богоявленском храме сохранились древние иконы Вседержителя, Божией Матери Одигитрии, Богоявления Господня, святителя Николая чуд. и другие. Из церковных предметов в алтаре обращают на себя внимание старая плащаница, шитая шелками, большое Евангелие весом около полуторых пудов, издание 1759 года, и воздвизальный серебряный крест, пожертвованный в собор в 1794 г. В соборной библиотеке есть несколько рукописей, из которых обращают на себя внимание писцовая книга 1624-1627 гг. (митрополичья) митрополичьих земель, числившихся прежде в Вологодском уезде за скрепою по листам митрополичья дьяка Ивана Карпова, и сотная 1630 г.- списков с Тотемских писцовых книг 1623-1625 годов писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова (сохранилась только часть, другая была взята в Суморин монастырь, где и осталась).
На месте существующих соборных каменных храмов в XVI веке, вероятно, вскоре же после того, как была заложена постройка укрепления, а может быть, и одновременно - в память закладки города на день Рождества Богородицы - был построен только один деревянный храм в честь Рождества Пречистый Богородицы, и потому собор долгое время, почти до конца XVII века, именовался Пречистенским.
Первое указание на существование этого храма находим в приписках к завещанию преподобного Феодосия 1568 года. Здесь, среди расписок городских священников, получивших плату за сорокауст, есть расписка и "Пречистенского попа Третьяка". Затем, в писцовых книгах 1620-го года "писма и дозору князя Ивана Козловского и Марка Мартемьянова" сказано: "В остроге соборной храм Рождества Пресвятой Богородицы, дре-вян, вверх клетцки, а в нем деисусы и образа местные, сосуды церковные и книги, и ризы, и колокола строение мирское..."24. Из дворовых мест соборного духовенства указан только двор диакона: "...Пречистенской соборной дьякон Давид живет на тяглом дворе"25. Ему же в остроге принадлежала лавка, где он торговал "солью и рыбою". Тут же, в остроге, в числе осадных изб указана изба "черного попа Ферапонта"26. Должно быть, служил в это время в соборе.
В списках следующих писцовых книг 1623-1625 годов в Тотемском укреплении уже значится: "Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяна, клетцки, с папертью... да церковь другая теплая, Богоявления Господа и Спаса нашего Исуса Христа". (Выписка сделана по церковной летописи). В подлинных же писцовых книгах 1623-1625 гг., "письма и меры писцов Фоки Дурова да подьячего Остафия Колюпанова", хранящихся в Московском архиве Мин. Юстиции (Кн. 480) первых листов, на которых должно находиться это описание, не сохранилось. На 3-м листе книги, по новой нумерации, записано: "...лавка была посадцкого человека Шумилки Сивцова, а ныне на том лавочном месте стоит храм теплой Богоявления Господа Бога и Спаса нашего. А от алтаря со строгу до Тарасов две сажени..."27. Таким образом, из указанной приписки видно, что Богоявленский храм был построен в 1623- 1625 годах. В переписных книгах 1646 года и "...дозора и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левонтья Нестерова" значится: "...а в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделах церковь Михаила Малеина.