город Тотьма » История » Тотемские святые

Тотемские святые

История

М. Ю. Хрусталев

 

ТОТЕМСКИЕ СВЯТЫЕ

 

Святые земли Русской... Православные люди чтут в них не только небесных покровителей нашей Родины, но и пытаются сверять по ним свой жизненный и духовный путь. Их жития или даже отрывочные сведения,   дошедшие   до   наших   дней,   отмечают   непрерывность   их подвига и особую Богоизбранность. Святость подвижников подтверждалась   почитанием   угодников   Божиих   сразу   после   окончания   их земного пути, а в исключительных случаях - при жизни. Как правило, официальная канонизация запаздывала.

Канонизация есть установление Церковью почитания святому со   служением ему молебнов, иногда установлением праздников с составлением особых служб и акафистов.  Этот акт призывает к поминанию   имени   святого   в   различных   формах   общественного   богослужения.  Помимо   общей   канонизации,   Церковь   знает   еще   и   местную,   на   епархиальном уровне, а также более узкую, ограниченную монастырем   или же приходом,  где находились мощи святого.  Последние формы  причисления к лику святых приближаются к народным, совершенным  в сознании   православного   русского   народа.   Подтверждением   тому   служат   дошедшие   до   нас   тропари   и   кондаки,   глухие   упоминания   о прежде бывших иконах местных святых. Не исключение из этого правила и святые земли Тотемской.

Из множества святых, в земле Тотемской просиявших, до наших  дней дошли лишь имена преподобных Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, блаженных Максима и Андрея Тотемских, прославленных народом буквально сразу после их преставления.

  Тотемским преподобным свойственны почти все черты преподобиического типа святости, который с конца XVI века начинает все отчетливее проявляться в северных русских киновиях, где царила умеренная уставная строгость и продолжались традиции общежительства. В то же время местным преподобным были свойственны и некоторые особенности - им не чужды идеалы аскетизма и пустынничества (в форме личной аскезы). К концу XVII столетия происходит постепенное затухание преподобнического типа святости: воскресает он уже только в XIX веке.

Другой тип святости на Руси - юродство Христа ради - возник  еще   в   XIV   веке.   Известно,   что   с   середины   XVI   века   юродство уходит из Москвы на русский Север, на свою древнюю новгородскую родину (первым русским юродивым был Прокопий Устюжский). Тотьма, наряду с Вологдой, Каргополем, Архангельском и Вяткой, становится в XVII веке городом, где подвизались последние святые юродивые1 : из семи известных блаженных XVII столетия двое подвизались в Тотьме, являясь местными уроженцами. Жития их не сохранились, кроме малоизвестных широкому читателю сведений, распыленных по разным источникам.

Обращаясь к житиям, деяниям, чудотворениям и истории почитания Тотемских святых, автор преследует цель не только познакомить читателя с утраченным духовным наследием прошлого, но и привести в систему все те ценные заметки, записи, которые известны разве только исследователям. Для большей ясности повествование ведется о

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация