В 1996 году состоялось открытие новой трассы, прозванной Сухонским трактом из-за параллельности ее с рекой Сухоной. Тракт проходит из Тотьмы через Нюксеницу и Полдарсу, чем существенно сокращает путь на 150 км. Если вы взглянете на карту Вологодчины, то увидите дорогу, изобилующую многочисленными деревнями - это старая трасса, пользование которой немудро из-за отсутствия покрытия на основном ее большинстве. Новая же, на картах частично не указанная, обходит все населенные пункты, оставив придорожными только три из них. Вот такая срезка! А самым отдаленным от Вологды городом теперь считается Вытегра...
Мои вам советы:
-
Помимо машин, по Сухонскому Тракту ходят и автобусы. Попробуйте при случае застопить их. Маршруты их таковы: Вологда – Нюксеница – Великий Устюг, Вологда – Нюксеница, Вологда – Тарнога, Тотьма – Камчуга,
-
Тотьма – Михайловка, Великий Устюг – Полдарса. Есть и другие локальные рейсы, в т.ч. Нюксеница – Игмас и В. Устюг – Полдарса. По слухам, существует челночный рейс Москва - Великий Устюг.
-
На автобусных остановках Сухонского Тракта можно спать. Они пусты и содержат в себе не сломанные скамейки - ломать некому!
-
Если вы едете в Москву, знайте, что у лесовозов, которые порождают крупные лесопункты, есть определенный график движения: на Москву - ср, чт, обратно - пн, вт. В остальные дни прямых лесовозных машин на Москву нет. Движение на трассе круглосуточно (но ночью, конечно, реже).
-
Стопьте любую машину, в которую, по-вашему, вы влезете, насколько бы она не была забита. Скорее всего, здесь вас возьмут.
Позиции:
-
Первый поворот на Тотьму (старая трасса на Никольск). Рядом слева АЗС "Лукойл", можете стопить напротив.
-
0 км. Второй пов. на Тотьму (главный въезд). Советую отойти к 1км, чтобы отсеять матвеевский локал.
-
1 км. Пов. "Матвеево - 10 км". Машину берите как минимум до медведевского поворота, т.к. находящийся перед ним пос. Дачный - место для стопа не очень удобное.
-
18 км. Пов. "Медведево - 1". До следующей деревни Лобаниха тоже не едьте - только до камчугского поворота.
-
28 км. Пов. "Камчуга - 2". Часты тотемские машины. Паром в Камчуге не действует.
-
37 км. Еле заметная отворотка налево - лесная грунтовка, ведущая к строящейся газопроводной магистрали. Ходят прямые машины до Вологды.
-
45 км. Пов. на лесопункт Михайловка. До парома через Сухону - 9 км, до лесопункта - 14 км.
-
67 км. Пов. "Пески - 2". Начинается нюксенский поток. Трасса проходит не по берегу Сухоны, как показано на картах, а в 3-4 км западнее. Действует паром Пески - Игмас. В последнем находится действующая узкоколейка с
-
пассажирским сообщением до таежных поселков Илезка (29 км) и Васильево (32 км).
-
99 км. Пов. "Тарнога - 35". Прибавляется поток на Вологду и Нюксеницу.
-
106 км. Пов. "Нюксеница - 8". Ключевая позиция! Развилка находится близ дер. Березовая Слободка и является Т-образной (ножка - дорога на В.У., влево - на Тотьму, вправо - на Нюксеницу). В километре по ходу к В.У. - новопостроенный мост через Сухону (паром в Нюксенице не действует). Если вас высадили на развилке в темноте, примите к сведению, что: поток в сторону В.У. есть и с Тотьмы и с Нюксеницы. При наличии "циклопа" очень полезно моргать поворачивающим машинам издали – лично мне останавливались все. Многие машины едут в Городищну или "до Ники" (это кафе и заправка в 9 км от вас). Доедьте с ними туда. На обочине самой развилки - жуткая грязь и слякоть. Ночью вы можете не заметить, что буквально через 50 метров начинается чистый асфальт.
-
115 км. Кафе "Нико" и перекресток "Березово - 3. Городищна - 20". АЗС освещена только с левой стороны и удобна при ночном стопе на Вологду. При движении в В.У. пройдите на горку за перекресток. Чуть дальше, в пределах 1 км, будет остановка, пригодная для сна.
-
133 км. Пов. "Б.Сельменга - 0,3". Нюксенский локал.
-
144 км. Пов. "Матвеево - 4". Нюксенский локал. Изредка бывают лесовозы на Вологду.
-
155 км. Пов. "Угол - 1,5 км" и 159 км. Пов. "Бобровское - 7". Нюксенский локал.
-
162 км. Пов. "Леваш - 2". Нюксенский локал. Изредка бывают лесовозы на Вологду.
-
166 км. Пов. "Вострое - 1,8 км". Нюксенский локал.
-
170 км. Пов. "Стрелка - 3. Копылово - 8. Ломоватка - 90". Есть вологодские лесовозы. Ломоватка - станция на воркутинской железке между Вельском и Котласом. Судя по указателю, в Копылово существует мост или паром и построена дорога на Ломоватку (раньше она шла из Полдарсы). Интересно, есть ли на ней движение? Проверьте, пожалуйста!
-
189 км. Пов. "Полдарса - 2". Ходят машины на В.У., Нюксеницу и Вологду. Полдарса - большой поселок-леспромхоз. Действует паром через Сухону.
-
201 км. Пов. "Анисимово - 2". 207 км. Пов. "Кичуга - 3". Великоустюгский локал.
-
248 км. Ч/з 8 км после дер. Горка (на карте - Горка-Манагорская) находится развилка "В.У. - 15. Никольск - 146". Сухонский Тракт проходит не через Подсосенье и Новатор, а по новопостроенному соединению старой дороги с никольской трассой. Перемычка начинается близ дер. Корчагино и заканчивается напротив дер. Ширяево. Много машин на В.У. и в сторону Никольска.
-
255 км. Пов. "Морозовица - 3". Полно великоустюгских машин.
-
258 км. Пов. Дымково. До заречной части Великого Устюга - 4 км.
-
261 км. Пов. "Новатор - 1". Если вы передвигались на грузовике, то наверняка он свернет сюда, ведь Новатор - поселок-пригород В.Устюга с большой автобазой и лесопредприятием. Если вам негде ночевать, зайдите в стоящее слева большое здание - котельную, и вас там впишут (я сам на себе это испытал). Утром перекусите в не очень дорогом кафе (которое между автобусной остановкой и АЗС) и совершите торжественный переход по километровому мосту через Сухону! Великий Устюг встретит вас постом ДПС (я там даже ночевал) и светофором на перекрестке. Направо - город, прямо - ж/д вокзал и трасса на Котлас/Архангельск. Добро пожаловать!