Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Начало индустриализации отрасли

Начало индустриализации отрасли

История
alt

В ноябре 1929 г. в Копылово (Нюксенский район) прибыли 6 заграничных тракторов, бывших в употреблении. Вместе с ними приехали и трактористы. Уже в январе 1930 года лесопункт приступил к выполнению государственного задания. Лес возили на тракторных санях, сцепленных по 2-3 комплекта. Заготовку вели по старинке: хлысты разделывали на сортименты на месте валки дерева. Сортименты комплектовали в кучи, которые на лошадях подвозили к трассе тракторной дороги. Основной рабочей силой по-прежнему были крестьяне из окрестных деревень. Рабочие проживали во временных бараках. Никаких постельных принадлежностей не было, негде было высушить одежду и валенки. Столовая работала два раза в сутки, обедали рабочие в лесу всухомятку. Но несмотря на такие условия, по воспоминаниям З. Лоскутова, рабочие трудились с душой. Некоторые очень успешно. При норме на заготовку пиловочника три кубометра А.В. Бритвин, Н.И. Котугин, А.И. Киричков и другие заготавливали по 4-5 кубометров. За осенне-зимний сезон, 1930-1931 годов тракторами было вывезено 16 тыс. кубометров леса. Примерно так же создавались лесопункты и в других районах области.

Рубленый барак для проживания лесозаготовителей

Рубленый барак для проживания лесозаготовителей

Поливка ледяной дороги в лесу
Поливка ледяной дороги в лесу
Вывозка по ледяной дороге в Мосеевском лесопункте (Тотемский ЛПХ). Март 1932 г.

Вывозка по ледяной дороге в Мосеевском лесопункте (Тотемский ЛПХ). Март 1932 г.

Круглолежневая дорога с тележками. Матвеевский лесопункт

Круглолежневая дорога с тележками. Матвеевский лесопункт

Валка двуручной пилой

Валка двуручной пилой

Десятники

Десятники

Раскряжевка древесины двуручной пилой

Раскряжевка древесины двуручной пилой

      Оправившись от послевоенной разрухи, страна быстро набирала темпы экономического развития. Начиналась индустриализация всех отраслей экономики. Нужно было проводить коренные преобразования по превращению лесной промышленности из сезонной кустарно-промысловой в механизированную, хорошо организованную и динамично развивающуюся отрасль экономики страны.
      В августе 1929 года Совет Труда и Обороны принял постановления «О реорганизации лесного хозяйства и лесной промышленности» и «О перспективном плане развития лесного хозяйства и лесной промышленности на 1928 - 1933 гг.», в которых были определены основные организационные и технические мероприятия, направленные на развитие отрасли. В частности, на базе лесных массивов, передаваемых в долгосрочное пользование, была предусмотрена организация леспромхозов с подчинением ранее созданным трестам на правах самостоятельных хозяйственных единиц.
      ВСНХ страны было поручено организовать производство доброкачественного лесорубочного инструмента, моторных пил, тракторов и автомобилей для вывозки леса. В случае необходимости разрешалось привлекать иностранную техническую помощь.
      Таким образом, на территории Вологодской области вместо лесозаготовительных контор стали массово создаваться леспромхозы, мехлесопункты, тракторные базы. Примерно с 1929-1931 годов начинают свою историю основная масса ныне действующих крупных лесозаготовительных предприятий. На начальной стадии создания леспромхозов не удалось преодолеть многие негативные моменты в технологии и организации работ. Предприятия были по-прежнему сезонного действия. Заготовку и вывозку леса вели только в зимний период силами сезонных рабочих, привлекаемых из колхозов в порядке трудоповинности. Квалификация этих рабочих была низкой, кроме пилы и топора они не располагали даже простейшими средствами механизации труда, поэтому их работа была крайне тяжелой и малопроизводительной. Так, например, в Белозерском леспромхозе в сезон 1931 года месячная выработка на одного рабочего на заготовке составляла всего 26 кубометров, а на вывозке - 42 кубометра.
      В то же время на территории области стали создаваться мехлесопункты и тракторные базы - опорные пункты (маяки) для распространения механизации лесозаготовительных работ.
      О создании одной из первых в области Копыловской тракторной базы в Нюксенском районе рассказал бывший работник Нюксенского леспромхоза З. Лоскутов: «В августе 1929 года в Востровский сельсовет из Великого Устюга приехал инженер Медунецкий и обратился с просьбой об оказании помощи в создании тракторной базы. Лесозаготовки решили вести в урочище «Кондарса», а нижний склад разместили у деревни Копылово. Сформировали небольшой управленческий аппарат лесопункта и мобилизовали местное население на строительство тракторной дороги протяженностью 22 километра и бараков для рабочих в Кондорсе. Расчистку трассы, корчевку пней делали вручную топорами.
      По мере освоения лесных массивов вблизи сплавных рек и наращивания объемов лесозаготовок значительно возрастало расстояние вывозки леса. Успешной работе отрасли мешало прежде всего бездорожье. Поэтому Наркомлесом, научными учреждениями и рационализаторами на местах велся постоянный поиск путей совершенствования существующего и создания новых видов лесовозного транспорта. Появились улучшенные снежные и ледяные дороги и более совершенные сани с подсанками. Это уже позволяло в 2-3 раза увеличить нагрузку на рейс. Одновременно с этим начали строиться ледяные тракторные дороги.

      Для обеспечения вывозки леса в летний период стали строиться пластинчато-лежневые, круглолежневые дороги для конной вывозки. Начали внедряться летние дороги с механической тягой. На территории области работало несколько подвесных однорельсовых железных дорог (Явеньгская, Семигородняя, Чуриловская). Строились узкоколейные железные дороги с паровозной тягой (Белоручейский леспромхоз). Осваивалась вывозка леса автомобилями по лежневым дорогам.
      Совершенствование лесовозного транспорта потребовало проведения рационализации труда на лесозаготовках. Отделение заготовки от вывозки леса привело к широкому разделению и специализации труда и продлению сезона лесозаготовок. Совершенствовались и орудия труда на валке леса. Двуручная пила с 1935 года была заменена лучковой. В то время это был определенный прогресс, так как на валке и раскряжевке высвобождался один человек. Стали поступать в отрасль импортные, а позднее и отечественные бензиномоторные пилы. На вывозке леса появились отечественные тракторы и автомобили с газогенераторным двигателем, узкоколейные паровозы.
      Поступающую в отрасль сложную по тем временам технику не могли квалифицированно эксплуатировать не обученные сезонные рабочие. Поэтому лесозаготовительные предприятия все больше стали укомплектовываться постоянными кадрами (в основном из лучших сезонных рабочих), которые могли освоить новую технику и новые инструменты, овладеть передовыми приемами и методами труда. Для привлечения рабочих в постоянные кадры начали строиться более благоустроенные лесные поселки с клубами, школами, больницами, магазинами и столовыми.
      Важным стимулом совершенствования производства, роста производительности труда и увеличения выпуска лесной продукции стало стахановское движение. На всю область тогда прославился лесоруб-стахановец Кадуйского леспромхоза Василий Иванович Ратников. Работая лучковой пилой, он постоянно заготовливал по 10 - 12 кубометров древесины в день, выполняя по две-три нормы.
      Важным фактором роста производительности труда служило материальное и моральное поощрение лесорубов. Была введена дополнительная оплата за перевыполнение норм, премирование деньгами, продовольственными и промышленными товарами. Лучшим лесорубам присваивались звания «Почетный работник лесной промышленности» с вручением нагрудного знака. Так, например, в марте 1939 года получил почетное звание Марк Флегонтович Рогалев из Нюксенского леспромхоза.
      Благодаря всем этим мерам вывозка леса в Вологодской области в предвоенный период превысила в 2,5 раза объемы довоенного 1913 года.
      Однако по-прежнему значительные объемы леса заготавливались силами привлеченного колхозного крестьянства. Привлечение это носило принудительный характер: за уклонение от трудовой повинности и за невыполнение обязательных заданий по лесозаготовкам предусматривалась уголовная ответственность.
      В период 1930-1940-х годов колхозники отрабатывали на лесозаготовке и сплаве по 100 - 150 дней в году. Наряду с местными крестьянами на лесозаготовки привлекались крестьянские семьи, насильственно переселенные из южных территорий страны в Вологодскую область в период раскулачивания, а также выселенные сюда из Западной Украины и Белоруссии в 39-40-е годы. На территории Вологодской области были организованы специальные поселения со спецкомендатурами непосредственно в лесу. Использование подневольного труда спецпереселенцев на лесозаготовках представляет собой особую, недостаточно изученную страницу в истории лесной промышленности области.

Валка леса лучковой пилой
Стахановцы в лесу
Поставка леса на нижний склад паровозом ВП-4
Валка леса лучковой пилой Стахановцы в лесу. 
4 апреля 1947 г.
Поставка леса на нижний склад паровозом ВП-4 (Пятовский лесопункт, 1954 г.)

      В довоенный период важнейшей проблемой отрасли была доставка заготовленных лесоматериалов потребителям. Из-за неразвитости в то время железнодорожного транспорта и полного отсутствия автомобильных дорог более 82% лесоматериалов поставлялось по воде. Наиболее крупными сплавными бассейнами были Югский, Кубенский, Сухонский, Шекснинский, Кемский и Судский. По каждому из них сплавлялись сотни тысяч кубометров лесоматериалов. Обычно работа по скатке древесины в воду и первоначальному сплаву по малым рекам выполнялась силами леспромхозов, вручную с использованием багра и топора. Сортировкой, сплоткой, погрузкой леса на рейдах, а также частичной буксировкой древесины занимались сплавные конторы.
      Итак, за период 1918 - 1940 годов произошло становление лесозаготовительной отрасли области. Из кустарно-сезонного промысла были созданы постоянно действующие лесозаготовительные предприятия, имеющие определенную лесосырьевую и материально-техническую базу, сеть транспортных путей, постоянные кадры рабочих ведущих профессий и свои лесные поселки.
      В 1940 году 36% заготовленного леса вывозилось на автомобилях. Леспромхозы в предвоенные годы уже располагали значительными производственными мощностями и сетью лесотранспортных путей. Объемы лесозаготовок в области возросли в 8 раз и в 1940 году составили 8,9 млн. кубометров. По этому показателю область вышла на третье место в стране. Лесозаготовки стали ведущей отраслью экономики. На них было занято свыше 40% общей численности промышленных рабочих региона.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация