Резервация в глубинке
Известно, что дом, церковь, мельница должны стоять там, где поставлены, – в своем ландшафте, в своей среде. Деревянное строение есть продолжение природы, его смысл – обеспечивать человеческую жизнь, труд, отдых, религиозные запросы с момента рождения и до момента смерти.
Уклад крестьянской жизни – это сложное сочетание природных, климатических, сезонных факторов с обрядами и культурными традициями. Ни один орнамент, ни одна резная деталь не делались просто так, «чтобы красиво было». Красота народного искусства всегда, если можно так выразиться, прагматична. Линия, круг, геометрическая фигура, изображения и конструкции исполнены строго выверенной символики, долженствовавшей помогать в борьбе со стихией, со злыми силами, служить продолжению рода, его благоденствию, создавать гармонию существования во Вселенной.
Времена меняются, уже никто не мелет муку на водяной или ветряной мельнице; однако, например, где-нибудь в Эстонии такая мельница стоит на своем месте и пусть используется в качестве стильного трактира с форелевым прудом, но на стенах висят старинные фотографии семьи мельника, запечатлен процесс буден и праздников...
У нас же нередко просто невозможно спасти наследие, без того чтобы не свезти его в некую «резервацию». Потому что сгорит брошенная часовенка, потому что растащат на бревна уникальную избу... Потому что милиция-то в лице единственного пожилого участкового порой в полусотне километров, а уж инспекциями по охране памятников в глубинке и не пахнет... Пока «глубинка» будет оставаться забытой богом и людьми, ничего тут не поделаешь. Остается перевозить деревянные шедевры, консервировать их, реставрировать и привлекать туристов. Так и появился архитектурно-этнографический музей в Семенкове.
Сусеки, лучина, «княжий стол»...
Ученые разделили Вологодскую область с точки зрения этнографии на шесть зон. В каждой местности – своя специфика, свои особенности народного быта и творчества. Одна из таких зон называется Средне-Сухонской, в нее входят Тотемский, Нюксенский и Траногский районы области. Именно тамошние артефакты и собраны в Семенкове. Первые экспозиции открылись в 1992 – 1993 годах, в довольно трудное с экономической точки зрения время для области. То есть понимали вологжане (в том числе и представители властей), что не хлебом единым...
А с другой стороны, есть ведь мировой опыт создания подобных этнографических деревень. У нас, правда, весьма часто пытаются создавать некие комплексы «а-ля рюсс», грубые поделки под старину как фон для развлекательной индустрии. В Семенкове же все настоящее (с поправкой на то, о чем говорилось выше), хотя и не хватает должной инфраструктуры для привлечения массового туриста.
Это совсем недалеко от города Вологды, на правом берегу реки Вологды. 107-й автобус привезет вас сюда прямо от вокзала. Всего 12 км по Кирилловскому шоссе – и вы окажетесь в северной деревне конца XIX – начала XX века. С избами и заборами, с настоящими деревенскими качелями – широкая доска на прочных веревках. На таких качелях покачаться – дух захватывает, да еще и ветерок приносит ароматы полевых цветов, да еще перед глазами прекрасный пейзаж...
Мы ходим по Семенкову и пытаемся представить, как в здешних деревнях жили люди, кому когда-то принадлежали эти дома. Вот дом Болотовой из деревни Королевская. Маленькие двери и окна, а как же – тепло в доме нужно было сохранять, зимы-то северные... Балкон, украшенный резьбой, стилизованные головы коней в декоре столбиков. А в доме – русская печь, лавки, разная утварь...
Возле дома амбар. Отгороженные сусеки для каждого вида зерна. Ребятишки побывают здесь и поймут непонятное слово из сказки, где старуха по сусекам поскребла: раз поскребла, значит, уж совсем пусто было в сусеках, когда надумали дед да баба печь колобок...
Увидим мы и дом Кочкина из Андреевской, который топился по-черному и освещался лучиной на поставце (это самая старая постройка – 70-е годы XIX века). Увидим и другие интереснейшие строения, сами по себе стоящие внимания, а еще и различные тематические экспозиции... Например, в доме Поповой из-под Тотьмы размещена экспозиция русской свадьбы. А в доме Слободиных (вторая половина XIX века, Тотемский район) развернута экспозиция, посвященная охоте.
В музее проводятся экскурсии, правда, нужна предварительная договоренность. Одна из тематических экскурсий посвящена как раз свадьбам. Гостям демонстрируется красивый обряд с музыкой, песнями, элементами драмы. В первой части экспозиции представлен свадебный пир («княжий стол»), во второй части – приданое невесты, в третьей части – спальня молодых.
Есть экскурсия на тему «Вологодский лен» – льноводством издавна жил народ близ Грязовца. Выращивание и обработка льна предопределяли весь уклад жизни крестьянских семей, это отразилось и в народном искусстве. Есть и просто обзорные экскурсии по музею. Неторопливая прогулка, мы дышим чистейшим воздухом и одновременно приобщаемся к очень важному знанию о жизни предков... В настоящее время в музее находятся 19 построек-экспонатов: 10 домов, 6 амбаров, ледник, баня и новодельная часовня.
Труд – всему основа
А если повезет, вы можете оказаться в Семенкове как раз во время проводимых здесь фольклорных праздников, других интересных мероприятий. В августе, к примеру, это «Спас на полотне». Ярмарка, концерт, различные игры и состязания, каша из полевой кухни... Или конкурс молодых семей: награждение победителей в садоводстве, огородничестве, в народных ремеслах – все это тоже с песнями, танцами, прочими увеселениями. Проводится и конкурс плотников (на таком конкурсе и выстроили за день упомянутую часовню). Как-то сюда привозили финнов, чтобы показать народную традицию уборки овса. А также в Семенкове снимали многие кадры из фильма о замечательном поэте вологодской земли Николае Рубцове.
Для школьников здесь проводятся занятия по природоведению – хвойный и смешанный лес, заливной луг, ручьи... Какая здесь трава растет! Сразу понимаешь, откуда взялась слава вологодского молока и масла – все начинается с корма для буренок, а дальше – человеческое умение и трудолюбие. Умение и трудолюбие людей ушедших поколений чувствуются здесь во всем. Возвести и украсить такие дома могли только очень старательные и способные люди, у которых в руках работа спорится, кому подвластен любой инструмент и любой материал. И побывав в Семенкове, набираешься оптимизма: а мы что, лыком шиты? Хочется тоже оставить после себя какой-то след – дом, вышивку, песню...
ФОТО АВТОРА