Зато стоящие у центральной площади храмы Иоанна Предтечи и Входа в Иерусалим дают нам возможность полюбоваться характерной тотемской архитектурой. Они разные. Иерусалимский - высокий, устремленный ввысь, а Предтеченский - пониже и поскромнее. Храм Иоанна Предтечи - один из ранних, построен в 1738-1740 годах, он бесстолпный, на двухъярусном четверике, малый восьмерик с главой, пятигранный алтарь и неширокая паперть. Лепные украшения его сочетают в себе элементы раннего барокко и древнерусские формы.
В более поздних строениях эта двойственность уже отсутствует и остается только пышный узор барочных форм. Это видно на храме Входа в Иерусалим, возводимом с 1774 по 1779 год во время расцвета тотемского барокко. Он взмывает вверх своим изящным пятиглавием, стремится к небу. Все в нем - луковицы, пятигранный алтарь, трапезная, колокольня - своеобразно и неповторимо, красиво и сделано с удивительным мастерством. Кирпичные фигурные детали и лепнина роскошны, слегка выступают из стен, и потому границы объемов остаются четкими, ясными.
Стоящая неподалеку церковь Рождества Христова построена в том же стиле, но несет на себе и свои собственные черты. Ее строили дважды: в 1746-1748 годах поставлен нижний теплый храм, а в 1786-1793 годах надстроен второй этаж, верхний храм. В украшениях этих двух зданий легко заметить разницу. Верхний храм - легкий и стройный, бесстолпный объем его устремлен ввысь тремя уменьшающимися восьмигранниками. Своеобразно решен вход в верхнюю церковь: туда ведет восьмигранное крыльцо с крытой лестницей.
На высоком берегу Сухоны царит над рекой и окружающей местностью церковь Троицы. Она тоже строилась в два приема - в 1768-1772 годах и потом надстраивалась в 1780-1788 годах. Разрыв во времени небольшой, поэтому разница во внешнем убранстве незаметна. Это сложившееся тотемское барокко. Оригинален здесь притвор с лестницей, что ведет на второй этаж. Город вытянулся вдоль Сухоны, а Троицкий храм стоит на западной его стороне. На восточной же также возвышаются над рекой две церкви - Воскресенская (1744-1749 годы) и Успенская (1749-1755 годы). Воскресенская церковь возведена в традициях местной архитектуры, но только приземиста, с мощным четвериком и без роскошного декора. Лишь на верхнем этаже видны элементы нарышкинского барокко. Успенская же церковь основательно перестраивалась в 1800-1808 годах, и здание ее, как и колокольня, выглядит сооружением в духе классицизма.
Только в конце 20-х годов нашего века исчезли в Тотьме Сретенская церковь (1756 года), Георгиевская церковь (1763 года, перестроена в 1869 году), церковь Иоанна Богослова (1777-1778 годы), кладбищенская Владимирская церковь (1755-1759 годы), при которой был маленький монастырь, тюремная церковь, церковь духовного училища, расписанная художником Вахрушевым. Да и Богоявленский собор, перестроенный под кинотеатр, можно отнести сюда же. В этом храме висел самый большой колокол Тотьмы, который был слышен по всей Сухоне. Весил он 700 пудов. Неизмеримые наши потери - это иконы тотемских церквей. Многие из них принадлежали к знаменитой Строгановской школе.
В трех километрах к северо-западу от Тотьмы, на холме между двумя речками - Песьей Деньгой и Ковдой, стоит Спасо-Суморинский монастырь. Основанный в 1554 году преподобным Феодосием Сумориным (не без участия Строгановых), монастырь сначала целиком был деревянным. Сегодня мы видим его таким, каким он стал к концу XVIII века (естественно, с немалыми потерями). Этот мужской монастырь сыграл важную роль в жизни края и самой Тотьмы. Он обладал огромными земельными угодьями, большим стадом коров и лошадей, мукомольными мельницами, амбарами, погребами и другими хозяйственными службами, в том числе солеварней.
Хозяйство содержалось в отличном состоянии, скажем, слова "монастырская корова" означали наивысшую похвалу животному. Помимо церковных ценностей в нем хранились подарки российских царей и императоров. Дорога из Тотьмы в монастырь была вымощена, а всякий проходящий мог зайти в людскую трапезную и досыта поесть. Воинствующие безбожники - большевики разорили монастырь со всем его налаженным хозяйством, бесхозные строения стали разваливаться. От окружавшей монастырь каменной стены высотой в три с половиной сажени (более семи метров) мало что осталось. Камень и кирпичи тащили все кому не лень. Из четырех башен ограды сохранилась одна, разобрали колокольню.
Интересны в Тотьме и жилые дома, как каменные, так и деревянные. Правда, из-за частых пожаров очень старых домов из дерева в Тотьме нет, все больше это прошлый, XIX век с чертами провинциального классицизма. Хорош каменный двух-этажный дом учительской семинарии, относящийся к первой половине XIX столетия. Фасад его наряден наличниками и пилястрами, балконом и высокими окнами. Дом, который называют "присутственные места", построен на рубеже XVIII и XIX веков. Первый этаж полуподвальный, а второй - с высокими окнами, украшенными барочными наличниками с зубчатыми гирляндами. Есть и еще несколько заслуживающих внимания каменных жилых домов. Самым старым из них считается дом купца Ф. Холодилова, морехода и промышленника. Он стоит на высоком берегу Сухоны. Это типичный классицизм с пилястрами и пышными капителями, богато декорированный наличниками и подоконниками. Дом красив и величественен.
Деревянные дома Тотьмы не отличаются какими-то особыми чертами. Если не считать "любови" тотмичей к дымникам и украшению водосточных труб. Дымники на печных трубах венчают железные петухи, журавли, цветы и звезды. Также фигурны ажурные воронки водосточных труб. Делается это с фантазией и, видимо, служит предметом гордости и соревнования.
Встречаются деревянные дома с низким первым этажом и высоким вторым, как у жилого дома номер 10 на улице Ворошилова. Такое построение напоминает деревенские дома Севера. Их можно увидеть, если отъехать от Тотьмы в сторону Тарногского городка. Они высокие, в два этажа, в четыре-шесть окон. Особую красоту этим домам придают широкие, крутые и высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами, крытые резанными в чешую крышами. По подзорам, конькам и наличникам сохраняется еще яркая оригинальная раскраска. Передние окна дома, так называемые "красные окна", - самая разукрашенная часть фасада. Над ними красуются раскрашенные балкончики, Бог весть для чего устроенные, ибо на них ниоткуда нет выхода. А по бокам самые невероятные изображения - летящая слава с трубой, амур с крылышками, фантастические птицы. Конечно, в опустевших ныне деревнях ничего подобного давно не строят, но недалеко от Тотьмы можно еще увидеть подобное чудо.
***
Тотьма в наши дни - тихий провинциальный городок на берегу громадной реки, по большей части деревянный, с неторопливой и спокойно текущей жизнью. Старинные русские города, особенно не освоенные еще туристской индустрией, обладают удивительной притягательностью. Тишина и покой. Поленницы дров у стен домов, пробивающаяся сквозь мостовую травка, деревянные мостки, покосившиеся заборы - и на каждом шагу история. Стоит только остановиться, осмотреться и подумать. Полученный там отдых - радость и удовольствие. Садитесь в Вологде на пароход и плывите потихоньку по Сухоне и далее по Северной Двине в Архангельск. По пути сойдете в Тотьме, побываете в Устюге Великом и в Сольвычегодске. На воде хорошо отдыхается, можно подумать не спеша об увиденном.