Уважаемый Павел! Российские ученые заявили о признании поморов отдельным народом и направили в минрегион РФ соответствующую справку. Как Вы думаете, ситуация изменилась в лучшую сторону для поморов?
Подобная справка у нас была уже лет десять назад. Сколько ученых – столько мнений. Другое дело, что вопреки нормам российского и международного права, мнение удобных власти ученых может повлиять на судьбу целого народа. К чему тогда эти законодательные заигрывания с народом относительно права на этническое САМОопределение? Так бы и писали: «как скажут ученые». Завтра, кстати, ученые могут сказать, например, что русского народа нет. Пойди – оспорь.
Дает ли это шанс поморам получить статус коренного народа? Конечно, еще в минрегионе будут решать.
Не должно быть никаких шансов. Это не лотерея. Должен элементарно действовать закон.
Сейчас идет реорганизация актива общины поморов. С чем это связано? Какие новые проекты хотят реализовать поморы?
Периодическое «обновление крови» необходимо любой организации. Время требует более активных действий и ставка будет, в первую очередь, на молодежь. Из текущих проектов могу назвать «Природный парк – каменные лабиринты» на набережной, ДНД «Поморская дружина». Сейчас запускаем «Молодежь Поморья. Помощь ветеранам» и с октября-ноября «Выездная помощь бездомным». Названия проектов говорят сами за себя.
Юрий Шабаев утверждает, что поморы являются «чистыми» русскими и в этом качестве будут неким противовесом финно-угорским народам Севера РФ. Между тем и у вас на сайте общины поморов, и ранее в заявлениях прежнего лидера поморов Ивана Мосеева проходила мысль о том, что поморы являются потомками как пришедших на Север новгородцев, так и местных финно-угров. Признают ли сейчас поморы свое весьма близкое родство «по крови» с соседями - коми, карелами, отчасти даже и ненцами и саамами?
Если кто-нибудь даст мне исчерпывающую характеристику понятия «русский» - буду благодарен. Поморы не чураются своих финно-угорских корней и не оспаривают свою славянскую составляющую. Это просто глупо и противоречит результатам исследований, в т.ч. и генетических.
Но логично ли считать Поморьем территории Карелии, НАО (кроме береговой полосы, где живут те, кто кормится от моря, хотя бы это были сами карелы или ненцы) и удаленной от моря Коми? Поясню: опять поползли разговоры об укрупнении регионов, в том числе может возродиться идея Северного края с центром в Архангельске, как это было в 1929-1930-х гг.
Можно обратиться к истории… Взять ту же справку Татищева о территории Поморской губернии (есть на сайте Общины поморов). Там все четко сказано. И не нужно путать прибрежные территории с Поморьем. В Приморском крае вы не найдете ни одного помора. Чтобы называть себя помором необходимо четко понимать – что ты закладываешь в это понятие и оно точно не тождественно «рыбаку» или «моряку». Как я успел заметить, любые «телодвижения» властей в последнее время только ухудшают существующее положение народа. От укрупнения регионов не жду ничего хорошего.
*** Историк В.Н. Татищев дает два определения Поморья:
«…обсчее имя Поморие, а по уездам Архангельской, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда (прим. Вологодская обл.) и Олонец (прим. Карелия)»;
«Есть северная часть России, в которой все по берегу Белого и Северного моря от границы Корелии с Финами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские помалу часть по части овладели и к Руси приобсчали… Ныне же все оное и есче с немалою прибавкою под властию Поморской губернии состоит». Почти буквально такое содержание понятию Поморье дано и в «Географическом словаре российского государства» 1804 года.
Есть мнение о том, что поморы это потомки древнеславянских переселенцев или просто северные русские. Попробуем разобраться так ли это на самом деле.
Итак, историки утверждают, что этноним «помор» возник не позднее 12 века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря и в течение 14-16 вв распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения. Этноним «русский» начал свое хождение с момента образования единого централизованного государства Русь в 15-16 веках. Ранее термин «русский» имел значение аналогичное термину «россиянин» и обозначал все население Руси, находящееся в подданстве у великого князя московского (согражданство). До объединения некогда самостоятельных княжеств (Новгородского, Ростово-Суздальского, Тмутараканского и пр.) под началом Москвы славянские племена не имели общего этнического самоназвания и звались новгородцами, ростово-суздальцами, вятичами, кривичами и московитами соответственно. Некогда «ничейные» земли Поморья (Заволочья) взяло под свою опеку Новгородское княжество, а после победы над новгородцами московского князя Ивана III в июле 1471 на реке Шелони поморские земли были присоединены к зарождающемуся русскому государству. Однако коренное население по-прежнему называло себя поморами.
Летописи говорят о том, что славяне постепенно осваивали земли Заволочья, аборигенами которых изначально являлись финно-угорские племена (саамы, вепсы, карела, ямь и пр.). Поскольку финны на Севере Руси были аборигенами, а славяне – пришельцами, то последние подверглись значительному влиянию того народа, в чью страну они пришли. Сведений о массовых переселениях славянских племен нет. Именно в это время и появляется этноним «поморы». Поморы действительно были потомками первых древнеславянских переселенцев, но, в то же время они были и потомками угро-финнов. Рожденные от смешанных браков, впитавшие в себя черты двух антропологических ветвей и воспитанные на самобытной местной культуре, поморы не знали другой родины кроме Поморья. Что касается языков, то угорская ветвь народа говорила на венгерском, вогульском и остякском языках. Финно-пермская ветвь на удмуртском и коми, марийском и мордовском, а так же на карельском, эстонском и суоми языках. Впоследствии аборигенные языки, в силу закрепления русского в качестве официального государственного языка, фактически не сохранились и наличествуют лишь в топонимике древних названий населенных пунктов и гидронимах (названиях водных объектов). Михайло Ломоносов пишет про своих земляков в своей «Древней российской истории…»: «Древность тамошней чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли».
Даже после образования единого русского государства упоминания Руси (Расеи) в устах поморов звучали как упоминание о некой таинственной далекой стране, не имеющей постоянного сообщения с их малой родиной. Так, в произведении «Год на Севере», написанном в результате литературной экспедиции 1855 года известный русский литератор Сергей Максимов процитировал своего попутчика-помора: «Пошто же эти тебе песни-то? По мне, кажись, ехал ты напрасно: у вас там, в Рассее, лучше, красивее, бают, наших песни эти. Не надо бы…». М.М. Пришвин, путешествовавший летом 1907 года по Русскому Северу и беседовавший с коренными поморами, записал такой диалог: “Почему же вы отделяете себя от России? - говорил я, - вы тоже русские”. - Мы не от России дышим! Впереди вода, сзади мох… Мы сами по себе”, - отвечали Пришвину поморы. (“За волшебным колобком. Из записок на крайнем севере России и Норвегии”).