Великий Новгород вернулся в Средневековье. В городе прошли Ганзейские Русские дни. В выходные в историческом центре города на территории Кремля и Ярослава дворища ткали, ковали и лепили сотни приглашенных мастеров. А лучшие бойцы России участвовали в конных, лучных и пеших турнирах.
Кульминацией Ганзейских дней стало исполнение под открытым небом оперы «Садко». Солистам Мариинского театра и дирижеру Валерию Гергиеву пришлось выступать под проливным дождем, который испугал зрителей, но не исполнителей.
Ганзейские дни для Великого Новгорода — это во многом уникальный шанс напомнить о том, что город не всегда считался областным центром, а когда-то на равных соперничал с европейскими мегаполисами. И изменить хотя бы не намного ход истории. Роль сердца России вместо Московского Кремля вполне мог бы играть кремль Новгородский.
Доказывали то, что Новгород все же Великий три дня подряд. В том числе на специальной научной конференции, где ученые еще раз напомнили: именно в этих местах больше 1100 лет назад зародилось российское государство, когда славянские племена призвали Рюрика на княжение.
Анатолий Кирпичников, профессор, заведующий отделом славяно-финской археологии Санкт-Петербургского института истории материальной культуры РАН: «Надо было чиркнуть спичкой, и пламя государственности охватило всю Восточную. Европу. И те племена, которые имели достаточно высокую культуру, они все стали объединены».
Для администрации Новгорода Ганзейские дни стали поводом организовать масштабные народные гуляния, размах которых должен привлечь в город туристов.
Сергей Митин, губернатор Новгородской области: «Приехало огромное количество музыкантов, певцов, продавцов, людей, которые своими руками делают такие замечательные традиционные вещи. Такое празднование продолжается в городе три дня. Это очень радует, конечно».
Основная часть народного праздника проходила в Ярославом городище, где открыли торговые ряды как напоминание о купеческом Новгороде и организовали концерт с фольклорным оттенком.
На другом берегу Волхова, в Кремле, готовили свой оупен-эйр, закрытый для широкой публики. Так что оперу Римского-Корсакова «Садко» в исполнении артистов Мариинского театра увидели вживую около пяти тысяч гостей. Валерий Гергиев, он лично встал за дирижерский пульт, уверен: российскому театру пора выходить в прямом смысле на улицу и чаще организовывать постановки на открытом воздухе.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Через два-три года, может, того же „Садко“ услышит огромное количество, тем более будет трансляция. В этот раз, наверное, многие увидят еще раз красоту Великого Новгорода. А музыка не подведет. Римский-Корсаков — великий русский композитор. Так что если мы приноровимся к звуковым условиям и особенно к погодным условиям, я думаю, этот проект ждет хорошее будущее».
Классический сюжет оперы «Садко» когда-то разворачивался как раз в стенах Новгородского кремля, который по сравнению с XII веком, когда и происходили описанные в былине события, изменился мало. Что придало постановке почти документальный характер.
Впрочем, режиссерам все же пришлось внести небольшие изменения. Убрав из текста несколько сюжетных линий, что позволило сократить длительность оперы с четырех до трех часов. Этот ход оказался весьма предусмотрительным. Ведь в середине спектакля случилось то, чего больше всего боялись артисты: пошел проливной дождь.
Из Великого Новгорода репортаж корреспондента НТВ Виктора Черногуза.
Корреспондент службы информации НТВ