Состояние автомобильных дорог в Тотемском районе оценили посетители нашего сайта – за «отличное» состояние проголосовало 4 человека (5,97%), «хорошее» и «удовлетворительное» по одному человеку (1,49 %), «неудовлетворительное» - 17 (25,37 %), «отвратительное» - 44 человека (65,67 %). Каждый мечтает посетить самые красивые места , но тяжело объездить всю планету за жизнь.
На ремонты дорог областного и районного значение в последние годы департамент дорожного хозяйства средств не выделяет. Дорожникам едва хватает денег на содержание, чтобы хоть как-то поддерживать порядок на трассах. Проблемы существуют не только в Тотемском районе, не только в области. В связи с этим федеральная власть решила возродить дорожные фонды. Они с начала 90-х годов являлись основным инструментом финансирования строительства и содержания дорожной инфраструктуры, но в 2001 году были ликвидированы под предлогом нецелевого использования средств. После ликвидации дорожных фондов расходы на строительство дорог сократились в разы. Теперь же сформирован федеральный дорожный фонд, в 2011 году учреждались и региональные, в этом году решением муниципального собрания утверждено положение о создании районного дорожного фонда. Изменит ли это ситуацию к лучшему?
Проблемными участками на региональных трассах нашего района сегодня являются 27-31 километры на автодороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг, а также на 86-99, 117-120 и 128-130 километры на автодороге Чекшино-Тотьма-Никольск. Сюда же можно включить подъезды к Тотьме.
Нынешняя зима поспособствовала сильному разрушению асфальтового покрытия. Сильный перепад температур, морозный январь, соляная смесь – всё это повлияло на разрушение. Дороги такого класса зимой необходимо содержать без наката, но соль негативно влияет на покрытия. Ямочные ремонты при этом эффекта дают мало. Даже на тех участках, где внешне всё вроде бы хорошо, асфальт тоже разрушается, что приводит к ямам на дорогах уже на будущий год.
В последнее время дорожники занимаются только текущим содержанием дорог. Капитальные ремонты можно пересчитать по пальцам. Асфальтовые дороги построены более 20 лет назад. И последние капремонты с заменой дорожной одежды проводились на 100-112 км автодороги Чекшино-Тотьма-Никольск девять лет назад, а на 4-13 км автодороги Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг (дорога до дач) в 2005 году. На автодороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг на 13-21 км был ремонт в 2006 г. и 21-26 км - в 2010. На автодороге Чекшино-Тотьма-Никольск отремонтированы 130-136 км участки по 200-300 метров ещё раньше. Все эти ремонты можно уверенно отнести к текущему содержанию: дорожники (а там работали разные организации) всего лишь клали по два слоя асфальта поверх разрушенного, местами отсыпали обочины. То есть настоящих-то реконструкций было всего две за последние 10 лет.
По какой причине сложилось такое положение на Вологодчине, да и по всей Руси-матушке – тема для рассуждения. Раньше, даже во времена Бориса Николаевича-президента, когда по всей стране всё разворовывалось и разваливалось, в отрасли дорожного хозяйства было всё более-менее нормально. Существовал и Дорожный фонд, за счёт средств которого велись строительные и текущие ремонты. Дорожники знали, сколько они получат денег на будущий год, планировали предстоящие работы, могли договариваться с подрядчиками и закупать материалы (с момента вскрытия реки по Сухоне шли баржи со щебнем, песком и другими материалами).
Но Дорожный фонд был ликвидирован в 2001 году. Из-за случаев нецелевого использования, под которым можно понимать всё работы за счёт средств дорожного фонда в нашей области. Деньги, конечно, не крали, а применяли к делу – строили газопроводы местного значения, брали на нужды других отраслей. Но вот обратно эти средства никто не возмещал.
В общем, в Москве решили, что дальше так нельзя. Но путём ликвидации дорожных фондов федеральные власти в принципе ничего не добилась. Деньги до муниципалитетов теперь практически не доходят. Районам достаются лишь жалкие крохи от налогов и акцизов, от пошлин и прочих платежей, которые по логике должны быть в нашем бюджете, но оседают в Москве, в области…
На мартовском заседании Муниципального Собрания Тотемского района было принято решение о создании в районе Дорожного фонда. Средства из районного бюджета будут аккумулироваться в нём, а затем направляться на обеспечение автомобильных дорог местного значения, тех, что находятся вне границ населённых пунктов.
Предполагается, что из бюджета областного Дорожного фонда также будут выделяться субсидии. Но поскольку положение только недавно принято, а средства из областной казны пока не распределены, о каких-то планах даже на этот год говорить пока рано. Да и вообще ещё неизвестно, куда, на что и сколько денег будет выделено из областного бюджета. По разговорам, ожидаемые суммы постоянно меняются в сторону уменьшения, официальных документов о конкретных планах по поводу ремонтов в нашем районе тоже ещё нет. В этом году в области сложилась очень тяжёлая финансовая ситуация. Поэтому многие организации поставлены в рамки оптимизации. Что будет происходить в дорожном строительстве – большой вопрос.
В нашем районе более 650 километров автомобильных дорог областного и межмуниципального значения. В разрушенном состоянии находятся участки не только асфальтовых, но и грунтовых дорог. С 1998 года на них не проводилось ни одного ремонта, за исключением редких подсыпок проблемных участков. В 2007 году сдана в эксплуатацию дорога Сафониха – Великий Двор, в 2010 – Аникин Починок – Гремячий. Грунтовые дороги у нас распространены, ведь ими пользуются жители сёл и деревень нашего района. А о том, как ремонтируются и строятся внутримуниципальные дороги – все мы видим. Местами по нашим деревням и на вездеходе не проехать, не говоря уже про обычный транспорт. К примеру, на маршрутах «Тотьма – Еденьга» Тотемское пассажирское автотранспортное предприятие регулярно ломает транспорт – несколько автобусов вышли из строя только в этом году, настолько плоха дорога. А в большинстве ДТП на автодорогах района причиной стала также плохое состояние дороги (сопутствующий фактор).
Что ожидается в этом году? В 20012 году предполагается финансирование из областного бюджета ремонта участка автодороги Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг 21-31 км (в мае будут объявлены торги на выбор подрядчика). Запланирован ремонт участка асфальтобетонного покрытия на автодороге Чекшино-Тотьма-Никольск – 85-87, 89-91, 128-131 и 139-140 километры. Возможно начало ремонта гравийной автодороги Чуриловка-Великодворье.
Финансирование содержания дорог изначально в недостаточном объёме. В 2009 году на эти цели из районного бюджета выделено 4 миллиона 220 тысяч, в 2010 – 4 миллиона 722 тысячи, в 2011 годе – 6 миллионов рублей. Что такое шесть миллионов, когда 1 миллион из этих денег выделяется на обслуживание переправы в п. Михайловка, и когда 1 километр асфальтобетонного полотна стоит свыше одного миллиона. А что такое 1 км отремонтированной дороги в масштабах всего района?
В области обсуждался вопрос о том, чтобы в следующем году все дорожные налоги и акцизы отдать в районы. То есть, если в этом году район может распоряжаться лишь шестью миллионами, то уже на будущий год сможет 12-ю! Это уже что-то! А если надеяться на средства дорожного фонда, который ещё только начинает наполняться, то в 2013 году можно рассчитывать на качественные ремонты проблемных участков. А пока можно надеяться лишь на то, что ямочный ремонт, к которому уже приступили дорожные организации, хоть немного облегчит плачевную ситуацию.
Автор Ольга Лаврова.