Станислав Михайлович родился 3 июня 1939 года под Москвой, в семье военнослужащего. После начала войны семья эвакуировалась в Тотьму, на родину родителей. В 1956 года Станислав зайцев закончил среднюю школу № 1, а в 1964 – Архангельский лесотехнический институт. Проработав несколько лет в Пятовском лесопункте Тотемского леспромхоза, работал в Тотемском краеведческом музее художником оформителем. Потом ещё не раз он менял работу, а с 1986 года принят на работу в краеведческий музей научным сотрудником.
Станислав Михайлович стал директором первого музея Русской Америки в России.
Работая на должности хранителя фондом Станислав Михайлович как-то обнаружил тёмные стёкла негативов, снятых в начале ХХ века. Отпечатав с них фотографии, был потрясён первозданной красотой города и его храмов. Последствии он признался: «Удивление перед рукотворной красотой, боль за её судьбу – это и сделало меня краеведом».
«Тайна тотемских картушей» - труд, перевернувший представление научного мира о Тотьме, труд, в который Станислав зайцев вложил десятки лет неустанного поиска, исследований, бессонных ночей. Он открыл десятки имён тотемских купцов-мореходов: Пановы, Холодиловы, Нератовы, Протопопов, Потёмин, Талашов и многих других. Он доказал, что Тотьма – город мореходов, метрополия Русской Америки, город неповторимой, особенной архитектуры.
Судьба Станислава Зайцева тесно переплелась с судьбой знаменитого тотьмича Ивана Александровича Кускова. В 70-е годы прошлого столетия кусков был признан национальным героем США, в честь его была отчеканена медаль. В форте Росс был организован национальный парк. А в Тотьме в тот период исчезла с могилы Кускова плита, потом и само место захоронения сравнялось с землёй. Только благодаря бескомпромиссной борьбе Станислава Зайцева с чиновниками, его стараниями была восстановлена память о замечательном тотьмиче. Музейные работники говорят: он боролся за исторические памятники от посягательств, даже в прокуратуру района писал заявления в стихах:
Башни, стены, храмы, зданья –
Какой порядок и уют,
Здесь русской родины дыханье,
Какой громадный вложен труд.
Наш предок, люд простого званья,
Такое чудо сотворил.
Лишь преподобный Феодосий
Чин чудотворца получил.
Здесь отразили натиск шляхтов,
И Пётр Великий побывал,
И Александр и Павел первый
Подарки в монастырь прислал.
Иван Васильевич, самый грозный
Сию крепость строить разрешил.
Не для того ли, чтоб Макаров
Его сегодня разрушил!
Теперь в Тотьме есть набережная Кускова, мемориальный дом-музей Кускова, восстановлен крест на могиле мореплавателя. В 1990 году Станислав Михайлович стал директором первого музея Русской Америки в России.
Одержимости, с которой Зайцев боролся за сохранение истории и уникальности Тотьмы, часто не хватает нам, живущим сегодня в городе. Станислав Михайлович известен не только как неутомимый защитник старины и исследователь. Он снимал фильмы, писал картины, стихи. Мало кому известна серии его картин, посвящённых путешествию на Кавказ, пейзажи родных мест. Писал он и портреты. Принимал участие в областных и всесоюзных выставках, где был награждён дипломами.
В краеведческом музее хранятся два портрета, написанных рукой Станислава Михайловича: Юрия Гагарина и Джона Кеннеди. Их передал в музей Вячеслав Колесников.
В 1980 году Станислав Михайлович организовал любительскую киностудию «Тотемские клейма». Под его руководством были сняты фильмы «Тотемские клейма», «SOS тотемских мореходов», «Предтеча», «Вожбал», «Песня о родине». Не было случая, чтобы тотемские кинематографисты не вернулись с фестивалей любительских кинофильмов без какого-либо диплома и приза. Первую премию в Москве в 1982 году получил фильм Станислава Зайцева «К мастеру из Тотьмы», где говориться о потомках купцов-мореходов Пановых.
В 1985 году Тотьма принимала первых туристов. Станислав зайцев с любовью и увлечением рассказывал о своём городе. Его обзорные экскурсии длились по четыре часа, а то и более. Гости Тотьмы рассказывали своим друзьям и знакомым о нашем городе, туристы валом валили в Тотьму, порт принимал по 8-12 теплоходов. Все просили, чтобы экскурсии по городу проводил Зайцев, ведь услышав его однажды, люди хотели слушать снова. Тем более, что он открыл Тотьму - жемчужину северного края, миру. Благодаря его трудам о нашем городе говорили как о конкуренте Суздалю, как о северной Мекке… До сих пор музейные работники вспоминают о моменте его экскурсии, что проходила по городу. Станислав Зайцев, поднимаясь по угору на Фетихе, читал стихи Николая Рубцова «Взбегу на холм и упаду в траву…», туристы поднимались за ним, он падал в траву и они падали! Где ещё вы видели такое?!
Более 120 научных работ написано Станиславом Михайловичем по природоведению, истории ремёсел, деятельности Российско-Американской компании, реставрации церквей. Он проделал огромную работу по постановке тотемских памятников на государственный учёт. Результатом его исследований, большого научного труда стал план-проспект на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Тотьма и русские географические открытия на Тихом океане в 18-19 веках», тема диссертации, которая не была завершена.
Станислав Михайлович был действительным членом Вологодского Географического общества, создал в Тотьме клуб «Русская Америка».
У Зайцева были грандиозные планы: создание в Тотьме музея мореходства и географических открытий, создание национального парка, восстановление церквей… На экскурсиях, когда он показывал фотографии Тотьмы начала прошлого столетия, ещё не порушенных храмов, он говорил: «Вот так ещё будет!!!»
Он мечтал пройти путём тотемских мореходов и побывать в Форте Росс. Эта мечта начала осуществляться, когда в 1991 году он был приглашён клубом «Полярный Одиссей» участвовать в экспедиции на коче «Помор». Но загадочная, мистическая смерть 20 лет назад не позволила сбыться многим мечтам Станислава Зайцева.
В 1991 году вместе с командой коча он отправился из Мурманска к далёким берегам Аляски. В первый день они дошли до мыса Шмидта, где судно встало на зимовку. На следующий год экспедиция возобновилась. Мореходы дошли до Ванкувера, где поздним вечером Станислав пропал. Было это в сентябре. Спустя год урну с прахом Зайцева доставил в Тотьму директор исторической ассоциации Форт Росс Джон Мидлтон – тело Станислава обнаружили весной 1993 года в заливе напротив здания Морского музея…
Сегодня, спустя 20 лет после его трагической гибели, мы можем уверенно сказать – мечты краеведа осуществляются: восстанавливаются разрушенные храмы, открываются новые музеи, крепнут дружеские связи между Фортом Росс и Тотьмой. Но не так скоро, кок это могло бы быть при жизни Станислава Михайловича. Не так скоро…
В тотемском краеведческом музее состоялся вечер памяти Станислава Михайловича Зайцева – неутомимого исследователя, последнего морехода Тотьмы. На встречу собрались люди, которые знали Станислава Зайцева, работали вместе с ним, родственники. Фотографии из архива музейного объединения, кадры из фильмов о Зайцеве, авторский фильм «К мастеру из Тотьмы», воспоминания родных и друзей – это лишь дань уважения величайшему тотьмичу. То, что было бы настоящим подарком в память о Станиславе Зайцеве, это претворение в действительность всех его мечтаний и желаний. Продолжить дело краеведа – вот наша главная задача. Отстаивать звание Тотьмы, как родины купцов и мореходов, первооткрывателей, явивших миру острова в Тихом океане, превращение Тотьмы в настоящую туристическую Мекку, бороться за дальнейшее продолжение реставрации памятников архитектуры, не опускать руки – вот то, что мы, потомки, должны делать в память о последнем мореходе земли тотемской!