«Непокорный» маршрут
В марте 2013 года под эгидой Республики Карелия и Русского Географического Общества стартовала уникальная экспедиция на собачьих упряжках «Карелия: Северный полюс – южная оконечность острова Гренландия». Ее участниками стали известный российский путешественник Федор Конюхов и карельский путешественник, заместитель председателя федерации ездового спорта республики Виктор Симонов.
Два российских первооткрывателя Федор Конюхов и Виктор Симонов шли на собачьих упряжках по пути, который до сих пор являлся неприступным. Старт экспедиции с Северного полюса был намечен на начало апреля. За 4 месяца путешественники намерены были покорить более 4 тысяч километров ледяных просторов, закончив свое путешествие на южном берегу острова Гренландия. Это самый протяженный маршрут в Арктике, который стал экстремальным испытание человеческих возможностей. Финиш экспедиции был намечен на август 2013 года.
Переход через Гренландию наряду с походами по дрейфующим льдам Арктического бассейна и по ледникам Антарктиды является наиболее трудным маршрутом из всех возможных в полярных районах Земли. В 70-е годы ХХ века легендарный японский путешественник Наоми Уэмура бросил вызов северным широтам и проложил маршрут своей экспедиции на собачьих упряжках от побережья Канады к Северному полюсу, а затем через Гренландию. Однако пройти разработанный маршрут полностью ему так и не удалось. Покорить арктические льды пытались итальянские, американские, норвежские и датские путешественники.
Федор Конюхов и Виктор Симонов планировали пройти маршрут Наоми Уэмура полностью.
Экспедиция двух российских путешественников призвана укрепить авторитет России как арктической державы и подтвердить право нашей страны на территории северных широт, способствовать развитию ездового спорта и возвращению его в программу Зимних Олимпийских Игр, популяризации спортивного туризма и продвижению отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.
Сквозь льды.
Отправная точка экспедиции на собачьих упряжках – Республика Карелия – выбрана была неслучайно. В республике бурно развивается ездовой спорт, который претендует стать одним из брендов региона. Сегодня Карелия является единственным регионом России, где проводится этап Кубка мира по гонкам на собачьих упряжках, а также другие крупные международные соревнования в этом виде спорта, как на коротких, так и марафонских дистанциях.
Экспедиция «Карелия: Северный полюс – южная оконечность острова Гренландия» проходила на собаках, выращенных в питомниках Республики Карелия и обученных специально для экспедиции.
Экспедиция стартовала 6 апреля с Северного полюса при поддержке российской ледовой станции «Барнео», а уже 23 мая успешно достигла побережья Канады, острова Уорт Хант. За 46 суток Федор Конюхов и Виктор Симонов, используя упряжку ездовых собак, которые выращены в Республике Карели, преодолели свыше 900 километров по дрейфующему льду Арктики.
Впервые в истории россияне пересекли Северный Ледовитый океан от Северного полюса до побережья Канады на собачьих упряжках, не потеряв ни одной собаки!
Не однажды в пути они были на грани выживания, когда путешественники и нарты с продовольствием, снаряжением и аварийно-спасательным оборудованием проваливались в воду. Неоднократно нарты, преодолевая торосы, падали с многометровой высоты на лед. Движение экспедиции затрудняли обилие торосов, большое количество открытой воды, широкие трещины в паковом (многолетнем) льду и глубокий снег, в котором вязли нарты и собаки. Это были запредельные условия для участников экспедиции. В частности, перед выходом на побережье Канады последние километры по дрейфующему льду отважные путешественники буквально продирались сквозь пятиметровые стены из торосов.
1 июня 2013 года арктическая экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова, находясь на побережье Гренландии, успешно провела натурные испытания по тестовому включению аварийно-спасательного радиооборудования, предоставленного путешественникам генеральным партнером арктической экспедиции ОАО «РТИ»: морского аварийного радиобуя АРБМ-406Н и авиационной аварийной радиостанции-радиомаяка Р-855 производства Ярославского радиозавода (входит в состав «РТИ»).
Не однажды путешественники были на грани выживания, когда нарты с продовольствием, экспедиционным снаряжением и аварийно-спасательным оборудованием проваливались под воду. Но, как показали тестовые включения, буй и радиостанция прекрасно выдержали испытания экстремальными условиями Арктики, продемонстрировали стопроцентную надежность!
Продолжение – в следующем году.
Несмотря на высокую степень готовности второго этапа экспедиции на собачьих упряжках «Северный полюс – южная оконечность острова Гренландия», Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение продолжить ее в следующем году.
Такое решение принято после всесторонней оценки климатических перспектив активно наступившего в Гренландии полярного лета и связанного с ним нестабильного состояния ледникового покрова острова.
- Мы достаточно поздно оказались на северном побережье Гренландии в точке старта второго этапа экспедиции, - рассказал Фёдор Филиппович. - До этого почти неделю пережидали мощный циклон в Канаде на острове Уорт Хант. Столько же дней потеряли из-за непогоды уже в Гренландии. За это время мы смогли бы пройти более 500 километров по леднику. Теперь есть опасения и они небезосновательны, что при завершении пути мы просто не выйдем на собачьих упряжках в точку финиша, так как ледник на юге острова сильно подтает, и экспедиция самостоятельно не спустится на южное побережье Гренландии.
Такие же рекомендации выдал путешественникам и штаб экспедиции, основываясь на прогнозах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Арктического и антарктического научно-исследовательского института, зарубежных ледовых служб.
Уже очевидно, что потепление климата, начавшееся на планете около 100 лет назад, вызывает уменьшение количества льда в Арктике. За столетие средняя глобальная температура воздуха на Земле повысилась на 0,6–0,8 градуса Цельсия (±0,1 градуса). Это ведет к серьезным изменениям геофизических и гидрометеорологических процессов. В частности, уменьшаются площадь и толщина вечной мерзлоты в Арктической зоне, все дальше на Крайний Север отступает ее граница. Интенсивность аналогичных процессов в Северном Ледовитом океане и атмосфере над ним также серьезно возросла. Федор Конюхов и Виктор Симонов стали очевидцами большого количества во льду трещин и полыней с внушительными акваториями открытой океанской воды.
- Мы приняли решение вернуться в Канаду в 2014 году и продолжить второй этап экспедиции по намеченному маршруту, теперь уже от острова Уорт Хант. Преодолеем пролив Баффина и выйдем без заброски авиацией на ледник Гренландии, чтобы пересечь остров с севера на юг по максимально возможной его длине.
Планируется, что во время второго этапа экспедиции путешественники продолжат и научные исследования. Кроме этого, Федор Конюхов и Виктор Симонов изучат плотность метеоритных «полей» на территории Гренландии в рамках оценки астероидно-кометной опасности для создания Системы планетарной защиты и ракетно-космической обороны Земли.
Вологодский «паёк»
Значительную часть экспедиционных припасов у путешественников-исследователей составляли продукты из Вологодской области с официальной маркировкой «Настоящий вологодский продукт». Перед стартом экспедиции ее доставили в Москву представители областного департамента международных, межрегиональных связей и туризма.
В январе в творческой мастерской известного путешественника и художника побывали губернатор Олег Кувшинников, руководитель департамента Денис Зайцев и глава Тотемского района Сергей Селянин. Речь шла о дальнейшем развитии Тотемской школы путешественников Федора Конюхова. Попутно рассказал Федор Филиппович и о своих ближайших экспедиционных планах, а заодно с ностальгией вспомнил вкуснейшее масло и мясопродукты, которые ему довелось отведать на Вологодчине. Тогда-то и родилась мысль хотя бы частично обеспечить весенний поход Конюхова «Северный полюс - Канада - Гренландия» качественными вологодскими продуктами.
В числе тех, кто помогал формировать экспедиционную продуктовую посылку, оказались ЗАО «Кондитерская фабрика», ОАО «Сухонский молочный комбинат», ЗАО «Агромясопром» и несколько тотемских предприятий.
Транзитом через Карелию продукты переправили на Северный полюс. Экспедиционные припасы загрузили на нарты, тянуть которые доверили 12 ездовым собакам.
Также весь маршрут вместе с собаками и людьми «прошёл» и официальный флаг Тотемской школы путешественников. Для самого тотемского флага это уже четвертый дальний выезд. Он сопровождал знаменитого путешественника во время экспедиции по пустыням Эфиопии, был на высочайшей вершине мира - горе Эверест, пересекал прикаспийские степи в Казахстане, а теперь вот побывал на Северном полюсе и в Канаде.