Этот величественный храм я увидел издалека. Вытянутый вверх, он казался парусником, плывущим по крышам домов. Когда я подошел поближе, то прочитал табличку у входа в храм: "Музей мореходов". И очень удивился: откуда здесь взяться мореходам? Ведь Тотьма - сугубо сухопутный город. До ближайшего Белого моря - более 500 верст. Как объяснили мне местные жители: для настоящих мореходов расстояние - не помеха.
Это мало кто знает, но именно тотемские купцы и посадские крестьяне открыли для России Америку. Вернее, Аляску с ее близлежащими островами. Случилось это в середине XVIII века. И память об этом тотмичи бережно хранят, представляя гостям города экспозиции аж в трех городских музеях: краеведческом, имени И.А. Кускова и мореходов.
Тотемских купцов потянуло в неизведанную тмутаракань после того, как через этот маленький городок проследовала экспедиция В. Беринга. Когда экспедиция возхвратилась назад, всех буквально поразили рассказы путешественников об островах восточнее Камчатки и о тамошних богатствах.
Первым из тотемских купцов решился на "марш-бросок" через весь материк Федор Холодилов. В 1747 году он достигает Иркутска, где создает промысловую компанию и затем, в Охотске, снаряжает для плавания судно "Иоанн". Трижды это судно совершает плавания к Командорским и Ближним Алеутским островам. Доставленная к берегам Камчатки пушнина была оценена огромной по тем временам суммой - 228 тысяч рублей. Почти 40 лет Федор Холодилов и его племянник Алексей бороздили на кораблях воды Тихого океана, время от времени появляясь в Тотьме и поражая горожан рассказами о неведомых краях. Находясь в своей последней экспедиции, Федор, уже в преклонных летах, пропал без вести. И по нынешний день в Тотьме сохранился дом мореплавателя, 1764 года постройки. Сейчас в нем находится районное управление внутренних дел.
Тотемские коллеги Холодилова по купеческому цеху не стали дожидаться, что там выйдет из его весьма рискованного предприятия. А сразу же отправились следом искать счастья. Братья Григорий и Петр Пановы снарядили 11 экспедиций к берегам Нового Света. Они открыли остров Умнак, а также привезли сведения об острове Кадьяк и об Аляске. По возвращении из очередного похода братья Пановы были вызваны предстать перед светлые очи императрицы Екатерины Второй. Купцы преподнесли ей меха американской черной лисицы с Алеутских островов. Именно после этого Екатерина утвердила герб города Тотьмы - черную лисицу на золотом поле: "в знак того, что жители сего города в ловле данных зверей упражняются". Тогда же указом Сената братья Пановы были награждены золотыми медалями с изображением Екатерины Второй - "За полезные обществу труды".
Одним из участников экспедиций был и Петр Шишкин. Именно он составил первую карту Алеутских островов, которая затем помогла Михайле Ломоносову в составлении карты Северного Ледовитого океана и его окрестностей. Шишкину помогли в этом деле местные туземцы. Алеуты, хотя и не знали русского языка, но поняли, чего от них хотят. И выложили камушками расположение своих островов на песке. Шишкину только и оставалось, что срисовать на бумагу.
Всего же во второй половине XVIII века 30 тотемских купцов достигали берегов Аляски. Среди них: Тимофей и Семен Мясниковы, Андрей Титов, Петр Рохлецов, Степан Черепанов, Степан Корелин, Арсений Кузнецов и другие. К американскому побережью они пробирались по проторенному своими предшественниками маршруту: Тотьма-Вологда-Екатеринбург-Тобольск-Томск-Иркутск-Якутск-Охотск. В этих походах участвовали все слои тотемского общества - от верхушки до низов. Скажем, Арсений Кузнецов был городским головой, а Петр Шишкин - обычным "посадским". Всего же тотмичами было снаряжено более 20 экспедиций. Это больше, чем московскими, ярославскими, вологодскими, великоустюгскими и другими иногородними купцами вместе взятыми! Благодаря доходам путешественников захолустный городишко, состоявший из ветхих деревянных строений, расцвел. Тотьма буквально на глазах отстраивалась заново. После каждой экспедиции купцы старались отблагодарить Бога за сохранение своих жизней и за удачное предприятие. В те годы в Тотьме были отстроены 20 церквей и величественный ансамбль Спасо-Суморина монастыря - это на 3,5 тысячи жителей города. До наших дней сохранилось 6 церквей (в одной из них, Входоиерусалимской, и расположен музей мореходов). Все они, действительно, удивительным образом напоминают парусники. Славную одиссею мореходов завершает, пожалуй, самый знаменитый тотемский путешественник - Иван Александрович Кусков, отдавший 31 год служению Русской Америке. Сын простого мещанина, в свои 22 года он отправляется на поиски приключений в Сибирь. В Иркутске он встречается с каргопольским купцом А. Барановым, заключает с ним контракт и отправляется к американским берегам. Долгое время живет на острове Кадьяк, которым и управляет. А в 1799 году, когда высочайшим указом императора Павла Первого была учреждена Российско-Американская компания, ее правитель, а также управляющий всеми русскими колониями в Америке А. Баранов делает Кускова своим заместителем.
В то время, когда Аляска была русской, американские земли к югу принадлежали испанцам. Однако отважные российские путешественники не останавливаются на достигнутом. В 1812 году на высоком калифорнийском берегу закладывают крепость Росс. В течение почти 10 лет Иван Александрович был ее бессменным правителем. За счет развернутого вокруг крепости хлебопашества, огородничества и садоводства кормились многие селения Русской Америки. Здесь российские поселенцы выращивали диковинные для этих мест овощи: капусту, хрен, морковь, лук, огурцы, редьку. Построили кожевенный и кирпичный заводы, судостроительную верфь, кузницу, столярную и слесарную мастерские. Иван Александрович пытался даже сотрудничать с губернатором ближайших испанских земель, которого звали Монтерей Джозеф Аргуэлло. Но испанец, опасаясь гнева своего короля, вежливо отклонил это предложение. Правда, ему не удалось отклонить другое предложение, сделанное камергером российского императорского двора Резановым, в которого без памяти влюбилась его 16-летняя дочь Кончитта. Бывало, время от времени русские путешественники вступали и с местными индианками в отношения, которые нынче называют внебрачными или гражданским браком. Именно от такого брака русского купца и индианки и родилась Екатерина Прохоровна, ставшая впоследствии законной супругой Кускова. В 1822 году Иван Александрович вместе с молодой женой возвращается в Тотьму, где через несколько месяцев умирает.
В 20-е годы большевики выкорчевали огромную надгробную плиту с могилы И. Кускова и пустили ее на фундамент строящейся бани. Уже в наши годы приехавшие в Тотьму русские американцы поставили крест на том месте, где предположительно захоронен вице-правитель Русской Америки.
Однако последним тотемским мореходом по праву можно назвать нашего современника, страстного краеведа Станислава Зайцева. Именно этот человек собрал о мореплавателях все те сведения, которые составили впоследствии основу экспозиции музеев. В начале 90-х Станислав Михайлович решает воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту - пройти путем своих знаменитых земляков до Аляски. Это ему удается. Однако в 1992 году в канадском городе Ванкувер он трагически погибает при невыясненных обстоятельствах. Его вторая мечта - об открытии музея мореходов - воплотилась уже после его смерти, в 1996 году.
...Для того, чтобы возвратиться из Тотьмы в Вологду, мне пришлось почти 5 часов трястись в автобусе. Я подумал: с какого рожна русский мужик XVIII столетия потащился на край света по бездорожью пешком и на повозках, когда и нынче доехать даже до ближайшего областного центра непросто?! Ответ лежит на поверхности: перед нами яркий образчик той былой неудержимой русской пассионарности, которая раздвигала пределы нашего Отечества во все концы света.
Тотьма, Вологодская обл.
А.В. Викторов