Загородные церкви
Кладбищенская Богородская церковь
Кладбищенская Богородская церковь находится напротив Зеленской слободы, на правом берегу р. Сухоны. Церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольней, с двумя приделами: один, главный,- в честь Владимирской иконы Божией Матери, а другой - в честь Ее иконы "Утоли моя печали". Здание церкви сильно пострадало от перестроек, но до сих пор в своих главных частях сохранило архитектуру последних переживаний русского стиля. Главный двухъярусный четверик храма, к которому с востока примыкает пятистенная алтарная апсида, увенчан пятью небольшими главками, из которых средняя двухъярусная. Четверик довольно высоко поднимается над низким продолговатым корпусом трапезы, соединяющим храм с колокольней, уже перестроенной в позднейшее время в ампирном стиле. Теплый придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" пристроен с южной стороны главного храма и с севера, со стороны реки Сухоны, незаметен, а потому не портит фасада храма. Вся церковь, кроме окрашенных в белый цвет рельефных частей, выкрашена желтой краской приятного тона и красиво выделяется на высоком берегу среди окружающей ее зелени.
Уединенное положение церкви вдали от всяких построек и вблизи леса, при первом взгляде на нее издали, невольно вызывает предположение, что это монастырь или пустынька. И действительно, более столетия на этом месте был монастырь.
Первоначальные сведения о существовании монастыря на этом месте находятся в переписной книге 7154 г. (1646) "дозору и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левотья Нестерова Тотме, посаду и всему Тотемскому уезду" (Кн. 15049). В этой книге, на обороте 135-го листа, записано: "Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Стретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца. На церковной (136 л.) монастырской земле в келье поп Иона да коровье дворце вкладчик Томилко Игнатьев с сыном с Кондрашкою. На том же дворе живут церковной дьячек Ивашко Плетнев да пономарь Елизарко Денисов Попов; поселились и церкви поставили после писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова. И всего в новой пустыне две церкви да в келье черной поп, да на коровье дворце четыре человека". Перепись, произведенная писцами Ф. Дуровым и Евст. Колюпановым, была в 1623-1625 годах. Через сколько лет спустя после этой переписи основалась на этом месте новая пустынь, к сожалению, определенно сказать нельзя. Должно быть, незадолго до переписи 1646 г., так как число братии, как видим, было еще очень невелико, да и земельных вложений у пустыни еще нет.
К следующей переписи, через 30 лет, новая пустыня вполне устроилась. В писцовых книгах 1676-1679 гг. о ней уже сказано: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и Песьей Деньгой. В пустыне церковь Пречистые Богородицы Владимирские древяная, клецки, верх шатровой. В церкви образов местных: образ Пречистые Богородицы Владимирские с чудесами, в киоте на золоте... Другая церковь великих святителей Петра и Алексея и Ионы да в пределе Изосимы и Саватия соловецких чюдотворцев, древяная, клецки, теплая, с трапезою. В церкви образов местных... Колокольня на столбах. На колокольне 6 колоколов медных. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут черной поп Ефросин да два брата иноков. За монастырем двор скотей, а в нем живут работные люди. А монастырской пашни паханые худые земли чет в поле, а в дву потому ж. Сена по речке по Ковде да на реке на Сухоне вверх на ходючей стороне на переволоке, против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да по речке на Ковде на пожнях, всего 30 копен. Да к той же пустыни меж Печенские и Вотчинские волостей займище Блохина гора с исадными починками лежат впусте,- пашни и сенных покосов нет. Да к той же пустыне две пустоши Рудинские,- оброку платят в съезжую избу по гривне в год" (Кн. 482, об. 419 л. и 420-423 л. л.). В книге подробно перечислены иконы, сосуды, ризы и книги, находившиеся в монастырских церквах.
В переписной книге тех же писцов; Богдана Засецкого да подьячего Емельяна Телицина 1677-1678 годов (Кн. 15050, л. 112), о пустыне сказано почти то же самое, но несколько короче: "Пустыня построена вновь на реке Сухоне, на дикой стороне против посада. А в ней церковь Стретение Пресв. Богородицы Владимирская, древяна, клецки, верх шатровой. Другая церковь Петра и Алексея и Ионы московских чудотворцев, древяна, клецки, с трапезою, о дву верхах. Да на монастыре три кельи да хлебня: черной поп Ефросин да два брата иноков да три бельца-вкладчика; двор скотей, а в нем живут работные наемные люди", и т. д.
Мужской Богородский монастырь за р. Сухоной существовал до 1681 года. В челобитной священников г. Тотьмы на тотемского стольника и воеводу Н. Юшкова 1689 г. (7191) помечен и подписался "Из-за Сухоны реки пустыни Пресв. Богородицы Владимирские поп Иоанн" (См.: С. А. Белокуров, Материалы для Русской Истории, М., 1888 г., стр. 383). Но здесь почему-то не отмечено, какой пустыни: мужской или женской. Зато в писцовых книгах 1687-1688 гг. не только описана пустынь, но отмечены и все проишедшие в ней перемены. А именно: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и речки Песьи Деньги. В пустыне церковь Пресв. Богородицы Владимирские, древяна, верх шатровой. Другая церковь триех святителей: Петра и Алексея, Ионы и Филиппа Московских чудотворцев, построена вновь, теплая, с трапезою. Колокольня над вороты, рубленая. На колокольне 6 колоколов. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут игуменья Ульянея, с сестрами,- 15 сестер. А что жили преж сего старицы, и они переведены по указу блаженные памяти великого Государя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белые России Самодержавца и по грамоте в Суморин монастырь во 189 (1681) году. А по указу Великих Государей и по грамоте, велено игуменье Ульянее с сестрами давать Государеваго жалованья из таможенных доходов головам со 192 (1684) году игуменьи с сестрами по пятидесяти рублий, попу с причетники по пять рублев (по 65 р.). За монастырем двор скотей, а в нем живет скотник Данилко Лунин (?) сын Хромой да работные наемные люди, наймуютца погодно. Пашни паханые худые земли четверть пашни в поле, а в дву потому ж. Сена на реке на Ковде да на реке Сухоне вверх ходучей стороне на переволоке против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да на речке Ковде на пожнях,- всего 30 копен. Да к той же пустыне меж Печенгской и Вотчинской волостями займище Блохина гора с исадными починками впусте, пашни сенных покосов нет. Да к той же пустыне дае пустоши Рудинские, а на тех пустошах половники: Лучка Степанов сын Ша-лаевской з детми с Кирилком да с Петрушкою. Да к той же пустыне пустош Губаревская на реке на Сухоне и усть речки Черной. Пашни паханой земли полосмины да лесом поросло две чети без полуосмины в поле, а в дву потому ж, лесу пашенного 6 десятин, а непашенного 10 десятин. Владеют тою пустошью новые пустыни Пресв. Богородицы Владимирские игуменья Ульянея с сестрами: на льготные годы отдано, на двадцать лет, со 182 по 202 год" (с 1674 по 1694 г.)103.
"Во льготные годы велено оброку платить в приказную избу по двадцати по одному алтыну на год и с пошлинами. А как льготные годы отойдут, и им платить всякие государския подати з живущего с полчети выть. Да к той же пустыне, по указу блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великие и малые и белые Росии Самодержавца и по грамоте, дана ж пожня (возле деревни Выползово), что владели Воскресенские священники до 196 (1688) году. Против челобития Воскресенских священников и прихожан, по прежним писцовым книгам Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова 133 (1625) году и по данной Митрошки Плотника 116 (1608) году, тою пожнею велено владеть к церкве Воскресению Христову по-прежнему, а игуменье с сестрами от тое пожни было отказано. И во 196 (1688) году прислана Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие Государыни Благоверные Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея великия и Малыя белыя Росии Самодержцев грамота к писцам: к Никифору Кондратьевичу Озерову да к подьячему Ивану Гордееву. А по той великих государей грамоте, велено той пожней владеть Новодевичья монастыря игуменье с сестрами, и в писцовых книгах записать за монастырем именно, а Воскресенским прихожанам к церкви той пожней владеть не велено. И по указу Великих Государей и по грамоте, от прихожанам той пожней к церкве не владеть"104.
Кроме того, по указу же Великих Государей, как было уже сказано выше (в описании Зелени), Новодевичьему монастырю были даны безоброчно рыбные ловли в реке Сухоне (Прим. Кн. 891, л. 156). Из книг тех же писцов следует, что в число сестер "по указу Великих Государей и по грамоте, во 190 (1682) году были переведены за реку Сухону в Пречистенскую пустынь" нищие-старицы, жившие до этого времени в кельях при городских церквах: Рождественской, Предтеченской, Георгиевской, Воскресенской и Воскресенской у варниц (Прим. Кн. 891, об. 37 л., об. 56 л., 72 л. и об. 132 л.), и что священником в Новодевичьем монастыре состоял иромонах Суморина монастыря Иона, служивший ранее священником в Богоявленском соборе105.