Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Кладбищенская Богородская церковь

Кладбищенская Богородская церковь

История

В "Истории Российской иерархии" о Тотемском Богородицком девичьем монастыре напечатано: "Тотёмский Богородицкий девичь монастырь, упраздненный при штатах 1764 года, находился в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, в городе Тотьме за рекою Сухоною, на правом берегу противу самого города, где ныне Заречная слобода, и в ней осталась еще каменная большая монастырская церковь приходскою. Когда основан был сей монастырь, неизвестно: однако ж значится существовавшим еще при составлении переписных книг 7186 или 1678 года, в коих он был и написан, но без всякой земли и владений. А по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Царевны Софии Алексеевны, жалованной в 7194 (1686) году, дана монастырю сему четвертная пашня, на 2 четверти в поле и в двух по тому ж: да сенокосу на 50 копен или 150 пуд: да из Томской воеводской Канцелярии велено выдавать монастырю сему жалованья по 65 рублей и на монастырския потребности по 28 рублей на год. Тою же грамотою положено быть, кроме Игуменьи, 30 сестрам, одному священнику, дьячку и пономарю. После, до 1736 года отпускалось только половинное число упомянутаго денежнаго жалования, а с 1736 все остановлено"106.

Сравнивая эти сведения с вышеприведенными, выписанными из подлинных писцовых книг, мы видим, что они во многом далеки от истины и спутаны. Во-первых, никакой Заречной слободы против г. Тотьмы в 1812-1815 гг. (последний - год издания книги) да и ранее не бывало. В ревизских сказках седьмой ревизии 1816-го года, сохранившихся в архивах Тотемского казначейства107 в Окологороднои волости, за рекой Сухоной показана только деревня Пономареве (Выползово тож), а в ней жителей 15 муж. пола и 19 жен. пола. Но эта деревня занесена уже в писцовые книги 1620 г. (Кн. 479, л. 66) и затем значится и во всех книгах переписей последующих годов, о Заречной же слободе ни в одной из них не упоминается. Нет упоминания об ней и в "Ведомости, учиненной об учрежденных по Тотемской округе волостных правлениях и новом составе волостей на 1793 г. (Прим. Архив Тотемского казначейства, дела 1-го разряда, указы) и в окладных книгах Тотемского Казначейства последующих годов.

Очевидно, автор "Истории Церк. Иерархии" перепутал: назвал Зеленскую слободу Заречной и перенес ее из-за реки Песьей Деньги за р. Сухону. Во-вторых, Богородская пустынь значится существовавшей "без всякой земли и владений" в переписных книгах 1646 г., а не 1678, и притом - мужской, а не женской. В книгах же 1676-1679 гг. Богородский монастырь тоже записан мужским и с землею и другими угодьями, которые потом, при преобразовании монастыря, и перешли к женскому монастырю. И в-третьих, о преобразовании монастыря и сведениях, приводимых автором "Истории Рос. Иерархии", хотя с большим изменением, сказано в писцовых книгах 1687-1688 гг. Насколько достоверны сведения о дальнейшей выдаче жалованья монастырю, приводимые автором, положительно сказать не можем.

В 1764 г., при учреждении штатов, Богородицкий девичий монастырь был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. Но на самом деле монастырь существовал до 1768 года. В этом году, по закрытии монастыря, игуменья его Мария (Анцининых) и 16 монахинь были переведены во вновь преобразованный Устюжский Иоанна-Предтеченский женский монастырь108. Богородская церковь была обращена сначала в приходскую, а затем - в городскую кладбищенскую с самостоятельным причтом. С какого времени она была обращена в кладбищенскую, точных сведении  не имеем. В 1791-м году она была еще приходскою109 а в 1810-м году - уже городскою кладбищенскою110. С 1816 года Богородская церковь приписана Богоявленскому собору и с того времени не имеет отдельного причта.

В настоящее время в Богородской церкви о бывшем монастыре напоминают только два колокола на колокольне. Надпись на одном из этих колоколов говорит еще как бы о существующем монастыре: "1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине". На другом надпись уже говорит о бывшем монастыре: "1775 году генваря перваго дня куплен сей колокол в Москве в город Тотьму в былой (или: бывый) девич монастырь на казенные деньги".

По церковной же летописи111 существующая кладбищенская Богородская церковь построена и освящена в 1797 г. и затем, после значительных переделок, вновь освящена в 1857 году. По той же летописи, придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" вновь построен в 1854 год и в 1855 году освящен. Между тем, как в отношении из Тотемского Духовного Комитета, от 29 марта 1857 г., за № 2, сказано, "что в архиве Тотемского Духовного Правления найдены: "...3., дела с описями храмозданными грамотами (в копии) о построении церквей: Владимирской - бывшаго девичья монастыря - 1752 г..."112. Кроме того, и надписи на сохранившихся в церкви двух храмозданных деревянных крестах говорят иное. На одном из них: "Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храмъ Пресв. Богородицы Владимирския при державы... Елисаветы Петровны... по благословлению преосвящ. Варлаама, еп. Велико-Устюжскаго и Тотемскаго въ лето 7267 от Р. Хр. 1759 месяца Iунiа 25 на память преп. Феврошя", а на другом: "Освятися жертвенникъ... во храмъ четырехъ святителей Петра, Алекоя, 1оны и Филиппа митрополитовъ Московскихъ... (то же самое) ...въ лето 7263 отъ Р. Хр. 1755 фев. 17 дня на память влм. Феодора Тирона". Затем П. И. Челищев, посетивший Тотьму в 1791 г., в своем дневнике при перечислении городских каменных церквей, пишет: "...на другой стороне Сухоны, где до штатного положения был девичий монастырь, а ныне приходская ж, церковь; в ней настоящий для летнего служения теплый придел - Святителям Христовым Петру, Алексею, Ионе и Филиппу Московским чудотворцам113. Таким образом, в церковной летописи, очевидно, допущена ошибка: разрешение на постройку было выдано в 1752 г., а годами окончательного устройства и освящения Богородской церкви с ее приделом нужно считать 1755 и 1759, т. е. еще во время существования девичья монастыря, а не 1797 и 1854; кроме того, придел был первоначально освящен в честь Московских святителей и притом раньше главного храма, внутренняя отделка которого почему-то затянулась на четыре года. В 1854 году придел был не вновь построен, а только после ремонта переосвящен в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.

Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация