Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова

История

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова находится недалеко от Предтеченской церкви у Рождественского ручья, на пересечении Почтовой и Сретенской улиц.

Рождественская церковь каменная, двухэтажная. В нижнем теплом этаже престол в честь Рождества Христова, а в верхнем холодном - во имя святителя Николая чудотворца. Здание церкви построено в стиле барокко. Средняя часть храма трехъярусная, заканчивается полукруглыми тимпанами и покрыта барочным куполом, над которыми поднимаются три довольно высоких вомьмерика, поставленные один на другой и увенчанные главкою. Над алтарями алтарные главки. Отдельно от церкви построена каменная колокольня, в нижнем этаже которой устроен храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание главного храма не ниже высокой колокольни и с этой стороны довольно оригинально.

Христо-Рождественская церковь первоначально была деревянная, но когда была построена, неизвестно. В вышеупомянутых приписках 1568 г. к завещанию преп. Феодосия росписки священника Рождественской церкви нет. А так как по завещанию Преподобного поминовение должно быть роздано "а городе Тотьме по всем престолам", то надо полагать, что в это время Рождественская церковь еще не существовала. В дозорной же книге 1620 года на месте Рождественской церкви показано: "Храм теплой, клетцки, Николы чудотворца, а в них деисусы и образы местные; место церковное Рождества Христова; да на церковной же земле, на полянке Воронинской, пашни... пашет Никольской поп Ер... (Ермий или другое имя - неразборчиво); да на церковной же земле келья, а живет в ней старица Варсунофья, да 4 места келейных пустых"61 .

На 11-м листе рукописи тот же Никольский поп Ермий (?) назван Рождественским, а в, заключение переписи города, в подсчете, Рождественское церковное место причислено к "пустым" (л. 36) вместе с пустыми местами церквей Климентовской и Николо-Великорец-кой (Георгиевского прихода), сожженными в 1613 году литовцами.

Таким образом, из дозорной книги, во-первых, видно, что Рождественская церковь в начале XVII века уже существовала, во-вторых, что была вторая Никольская церковь, причт у которой был один и тот же, и что в 1613 году она была сожжена, и к 1620 г. ее еще не успели построить вновь и, наконец, в-третьих, что на земле Рождественской церкви к следующей переписи 1623-1625 годов Рождественская церковь была уже совсем отстроена и вместе с Никольской занесена в писцовые книги. "В том же переулке (Ерзове) церковь Рождество Христово, древяна, клетцки, с трапезою, верх шатром, а в церкви образов местных: образ Рождество Христово, на празелени, образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия, на празелени, образ Николы чудотворца, на золоте, образ архистратига Михаила, а у него приклад венец да гривна серебряны, образ Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, з деяньем, на золоте, деисусы и праздники, и пророки, и двери царские и северныя на празелени: паникадило медное, сосуды церковные деревяные, евангелие напрестольное - печать московская, евангелисты медные, кресть водвизальный, ризы безинные, стихарь полотняной, патрахиль и поручи бархот ру... (рубчатый?), да книг: апостол - печать литовская, псалтырь и часовник письменный, евангелие толковое - печать литовская, две триоди: постная да цветная, минея общая да минеи месячные: генварь да февраль,- все пять книг печать московская, два охтоя на восемь гласов, два трифолоя, златоуст, святцы с тропари с кондаки, иермолой, служебник - все писменные; на колоколнице 4 колокола медных. Церковь другая чуд. Николы, деревяна, клетци, а в церкве образов местных: образ чуд. Николы, на золоте, образ Пречистыя Богородицы Одегитрия и двери царские на празелени, деисус; сосуды и книги переносят одне. Строение церковное всякое все мирское. А церковны земли и с кладбищем до тяглых посадцких людей огородов с одну сторону 42 сажени с полусаженью от олтаря от Рождества Христова до церковного ж Гневышевского (?) места Лисицина 32 сажени с полусаженью, а от паперти по Дерябинскую улицу по ручей 3 сажени. Да на той земле две кельи, а в них живут черноризицы: в келье Парасковья да Пелагея, в келье старица Евлампея; да церковная ж пахотная полянка"62 . Замечание писца: "сосуды и книги переносят одне" указывает, что в это время причт у обеих церквей, Никольской и Рождественской, был один.

В переписных книгах 1646 г. сказано: "в том же Ерзовском переулке церковь Рождества Христова, а другую церковь вновь ставят о два придела: Николы чудотворца да великомученицы Параскевы нарицаемой Пятницы". Кроме этого, прибавлено еще, что на церковной земле пять келий, в которых живут старицы и вдовы, питающихся от церкви Божией63. К сожалению, писец не упоминает, по какой причине ставят новую Никольскую церковь.

В писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви, Рождественская и Никольская, описаны подробно: "В том же переулке (Ерзове) церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, клецки с трапезою, верх шатровой; в церкве образов... Другая церковь Николы чуд., деревянная, клетцки, о трех верхах шатровых, верхи крыты чешуей; в церкви образов ...да в приделе св. великомученицы Паросковы, нареченная Пятницы, образов... Колокольня на воротах, рубленая, а верх з бочками; на колоколне 6 колоколов". Церковной земли - кладбища показано меньше, чем в книгах 1623-1625 годов, а келий стариц - пять64.

В книгах следующей переписи 1687-1688 годов обе церкви описаны так же, как и в предыдущих: "церковь Рождества Христова, древяная, теплая, с трапезою, верх шатровой; другая церковь Николы чуд. да великомуч. Параскови о трех верхах, шатровые верхи крыты чешуей, а церкви и в церквах Божие Милосердие иконы и всякая церковная утварь строение приходских людей; да колокольня на воротах, рубленая, верх бочками; на колокольне 6 колоколов". Затем указывается мера кладбищенской церковной земли так же, как и в книгах 1676-1679 годов, и далее прибавлено: "да на той же церковной земле 3 кельи пусты, что преж сего жили старицы, а по указу Великих Государей и по грамоте, переведены оне Пречистинскую пустыни за реку Сухону; а круг церквей и кладбища и церковной земли ограда древянна, крытая, рублена"65 . Вот все сведения, какие нашлись об этих церквах в уцелевших писцовых книгах. О дальнейшей судьбе деревянных церквей, как Рождественской, так и Никольской, ничего неизвестно. Вероятно в 1743 году во время городского пожара, когда почти весь город сгорел, и они стали жертвою пламени.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация