Церкви Успенского прихода
Два отдельных храма Успенского прихода расположены на самом берегу реки Сухоны напротив Большой Садовой улицы. Летний храм - в честь Воскресения Христова с приделом в трапезе во имя святого Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, а зимний - в честь Успенья Пресвятой Богородицы. Оба храма одноэтажные, каменные. Успенский храм построен в одной связи с колокольней и представляет бесстильное и незаконченное здание. Колокольня, судя по высоте и контрфорсам, была рассчитана на двухэтажную церковь. Первые три яруса ее четырехугольные, а верх восьмиугольный. Нижний ярус колокольни, по-видимому старый, и украшен барочными орнаментами, второй же и третий более позднего происхождения, по углам рустованы, с орнаментами из овалов и заканчиваются трехугольными тимпанами.
К северной стороне колокольни примыкает пристройка, каменная палатка-кладовая, по деталям (карниз) сходная с корпусом Воскресенской церкви2.
Корпус Успенской церкви над средней частью имеет деревянную надстройку, покрытую куполом, на котором прямо на шейку поставлена шаровидная глава. Стены трапезы и четырехугольного алтаря рустованы. Летний Воскресенский храм более древний, построен в стиле раннего барокко. Двухъярусный четверик этого храма покрыт барочным куполом, увенчанным двухъярусной главой, по-видимому, позднего происхождения. На северной стороне храма заметны следы когда-то бывшей пристройки, а слева возле нового крыльца сохранился наличник от старого входа в кладовую или на колокольню. Очевидно, в прежнее время фасад храма был совершенно иной.
Первоначально на месте существующих каменных храмов Успенского прихода была построена деревянная церковь во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. От имени этой церкви Крутой ручей, протекающей возле нее, получил название Дмитриевского. Первое указание на существование этой церкви находим в приписке к завещанию преп. Феодосия 1568 года3.
В числе поименованных священников городских церквей здесь упомянут и священник Дмитриевской церкви Симеон. Затем в дозорной книге города Тотьмы 1620 года у Дмитриевского ручья на реке Сухоне уже значится: "Храм холодный Воскресения Христова, клетцки, да другой храм теплой Дмитрея Прилуцково чудотворца, а в них деисусы и образа местные, и свечи, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да церковные земли семь мест келейных пустых..."4. Когда был построен холодный Воскресенский храм, в книге не сказано, но только в это время, в 1620 г. и до конца XVII столетия, в официальных документах приход уже писался не Дмитриевским, а Воскресенским. Например, в той же дозорной книге сказано: дворовое пустое место "косит Воскресенский поп Яков Иванов сын"... "двор Воскресенского попа Якова Иванова..."5; в отписках 1699 года тотемских архиерейских приказных: "...а в прошлых, государь, 204, 205, 206 годах (1696-1698 гг.) были в поповских старостах и сбирали всякие архиерейские казенные деньги Тотьмы города от Варниц Воскресенской поп Феодор, соборной церкви диакон Василий, Воскресенской поп Костянтин..."6 .
По писцовым книгам 1623-1625 годов на том же месте показаны: "церковь Воскресение Христово древяна, клетцки... да у Воскресения ж Христова вверху предел Прокопия и Ивана Христа ради уродивых Устюжских чудотворцы ...да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное во всех храмах мирское... А церковныя земли и с кладбищем от церкви Дмитрея Святого от паперти до Игуменского переулка 4 сажени, а по стороне церкви Христово (Воскресение к) Воскресенской улице и со старицкими клетями 17 сажень, а позади олтаря до Крутово ручья (Дмит-риевскаго) и с кельями 9 сажень, а с четвертую сторону нет храмов кладбища 10 сажень, а от паперти к Сухоне реке кладбища ж 13 сажень, а от передних дверей от паперти по Иваскове огородец Мухина - 3 сажени с полусаженью. Воскресенья жъ Христова и Дмитрея Прилуцкого дворище Сабуровское по конецъ Нелюбины улицы, что бывало Тимохи Сухомесова... Да Воскресения ж Христова пожня старинная за рекою за Сухоною, по берегу, против таможни и кабака и государевы бани..."7 . Из приведенной выписки, во-первых, видно, что при Воскресенском храме прибавился придел в честь праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев. Неизвестно только, за три - пять годов вновь был построен придел, или в книгах 1620 года он был пропущен. Во-вторых, земли вокруг Воскресенской церкви было гораздо больше, чем в настоящее время, и ей же принадлежало за рекой Сухоной, у деревни Пономарёва Выползова тож, пожня8.
В переписных книгах 1646 года Воскресенская и Дмитриевская церкви описаны кратко, и, по-видимому, в устройстве их за истекшие 20 лет не произошло никаких перемен, так "...церковь Воскресения Христово да придел вверху церковь святых праведных Прокопия и Ивана Устюжских чудотворцев; церковь другая, с трапезою преподобного чюдотворца Дмитрия Прилуцкого; да на церковной земле келья просворницы, 13 келий стариц черноризниц - питаются от церкви Божий..."9. В 1659-1663 годах, по церковной летописи, вместо обветшавшей Воскресенской построена была новая деревянная церковь того же наименования с двумя приделами, по правую и левую стороны, Успенским и Иоанно-Прокопиевским. В писцовых книгах 1676-1679 годов, как и в книгах 1623-1625 гг., обе церкви описаны подробно и отмечена произошедшая перемена в архитектуре Воскресенской церкви: "Церковь Воскресения Христова, древянная, клетцки, о трех верхах на стропилах, да в приделе Успения Пречистыя Богородицы, а другой придел Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев... Колокольня рубленая, круглая, верх шатровой на стропилах, на колокольне 8 колоколов. Другая Церковь древянная, клетцки, теплая, с трапезою, во имя преп. о. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца"10.
В обеих церквах описаны образа, сосуды, ризы и книги, а также описаны и церковные земли с постройками на них. Кроме 15 келий стариц-нищих, на церковной земле показано: "...да в келье ж живет соборный поп Иван Яковлев11 с сыном Ивашком". Церковной же причт, сказано: "...поп Матфей да поп Михаиле живут на тяглой земле в Воскресенской улице".
В переписных книгах, почти того времени, 1677- 1678 гг., о Воскресенской и Дмитриевской церквах сказано кратко и даже о приделах не упомянуто: "...церковь Воскресения Христова древяная, клетцки; другая церков преп. о. Димитрея Прилуцкого Волог. чуд., древяная ж, клетцки, с трапезою. Да на церковной земле 15 келий, а в них живут старицы-нищие питаютца Христовым именем, да в келье живет соборный поп Иван Яковлев с сыном Ивашком, да на церковной же земле в келье живет бобылец Сенка Мясников..."12.
В писцовой книге г. Тотьмы 1687 и 1688 годов обе церкви, Воскресенская и Дмитриевская, описаны одинаково с книгами 1676-1679 гг., и, по-видимому, за 10-12 лет в архитектуре церквей не произошло никаких изменений. В земельных же владениях церквей отмечены значительные перемены. Прежде всего, о кельях, находившихся на церковной земле, сказано:
"...да на церковной земле 15 келий, а в них жили нищие старицы,- и по указу Великих Государей и по грамоте переведены за реку Сухону в Пречистенскую пустынь в прошлом во 190 году (1682); да келья пустая, что жил соборной поп, Иван, и ныне он постригся и служит в Пречистенском монастыре..."13. И затем в писцовых книгах Тотемского уезда тех же годов добавлено: "Во 196 году (1688) по грамоте и указу Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Великия Государены Благоверныя Царевны и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя России Самодержцовы... к той же пустыни (Пречистенской) дана пожня, что владели Воскресенские священники до 196 году по прежним писцовым книгам Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова 133 году (1625 г.) и по данной Митрошки Плотника 116 году (1608)"14. Относительно церковного причту сказано: "...поп Яков да сын ево поп Стефан, да диакон Михайло, а дворы их на тяглой земле..."15 .
В 1689 году, как сказано в церковной летописи, вместо старой Дмитриевской церкви на том же месте была построена новая деревянная того же наименования. В 1707 году по грамоте Великоустюжского и Тотемского архиепископа Иосифа 30 октября 1707 г. на месте деревянной колокольни, а также над местом погребения святого праведника Андрея Тотемского чудотворца, вновь построена деревянная церковь с двумя приделами: внизу - во имя Андрея Стратилата, а вверху - во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В 1749 году 4-го мая во время городского пожара все Успенские церкви сгорели. После пожара в 1749 году на том месте, где была Андреевская церковь, была построена ныне существующая каменная, одноэтажная Воскресенская церковь, которая в 1832 году отчасти была переделана, что и заметно, как уже сказано, с северной стороны церкви (выдавшиеся наружу связи, отсутствие карниза и пилястр у нижнего этажа, гладкий цоколь и проч.). Придел в трапезе ее во имя праведных Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев устроен в 1800 году. На месте же, где была Дмитриевская церковь, по указу 1744 года была построена теплая деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, а в 1749-1755 годах вместо ее каменная одноэтажная того же наименования с двумя приделами, во имя прав. Прокопия Иоанна и святителя Николая. По непрочности строения Успенская церковь в 1800 г. была разобрана, и вместо нее указом еще от 18 октября 1792 г. разрешено было построить каменную двухэтажную: внизу - во имя Успения Пресвятой Богородицы, а вверху - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", но почему-то это не было исполнено, и выстроена была одноэтажная ныне существующая Успенская церковь в одной связи с колокольней. Освящена Успенская церковь 29 января 1808 года. Во второй половине XVI11 века Воскресенский приход стал уже именоваться Успенским16.
В настоящее время иконостас в Воскресенской церкви столярной работы, выкрашен белой краской, с колоннами, устроен, как сказано выше, в половине XIX в. в классическом стиле николаевских времен.
Из икон его отметим образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, отчасти поновленный. Риза на иконе, как видно из надписи на ней, сделана в 1812 году. Из других икон небольших (пядничных) разного времени и письма, размещенных в алтаре (в особом киоте) и других частях храма, выделяется старого письма небольшая икона (8'/2х8 вер.) святителя Николая чуд., позднее врезанная в другую доску, на которой изображены чудеса Святителя. Икона находится в трапезе налево от входа.
Иконостас Успенской церкви одноярусный, довольно простой и в художественном отношении не интересен. Из местных икон выделяется образ Пресв. Богородицы "всех скорбящих Радости", писанный, как говорит церковная летопись, по заказу воеводы Максима Григорьева еще при жизни прав. Андрея в ознаменование исцеления этим угодником Ртищева от головной боли"17 .
Откуда взято это известие, в летописи не указано, в жизни же правед. Андрея об этом не упоминается. В той же церковной летописи сказан.", что до пожара 1743 года этот образ находился над воротами Тотемского Наказного Двора и после пожара, по указу Устюжской Духовной Консистории от 26 июня 1772 г. за № 907-м, перенесен в Воскресенскую церковь. Рисунок на иконе покрыт слюдой. Летом икона из Успенской церкви переносится в Воскресенскую, где за правым клиросом устроен для нее особый киот18 .
Большая часть остальных местных икон, доски которых или выпуклые, или изогнутые, как видно, первоначально были изготовлены не для прямого или тяблового иконостаса, а с выступами и закруглениями, в стиле барокко или других позднейших и, следовательно, написаны не ранее второй половины XVIII века. Из ценностей, сохранившихся в алтаре, отметим серебряный напрестольный крест, пожертвованный в церковь в 1702 году тотемским протопопом Иоанном.
В Воскресенской церкви под спудом почивают мощи праведного Андрея, память которого празднуется 10 октября в день преставления его. Блаженный Андрей, уроженец Тотемского уезда, родился в 1638 году, подвизался в Тотьме, преставился в 1673 г. и был погребен под деревянной колокольней Воскресенского храма. Когда началось почитание его, точно неизвестно, но до сих пор он не канонизирован. Над местом погребения праведного Андрея в церкви, у левого клироса построена золоченая деревянная гробница, осененная балдахином19.
Продолжая прогулку к собору по Петропавловской улице от Большой Садовой, вы сначала минуете Успенский сад, а затем пересекаете Малую Садовую улицу, с конца которой по берегу Сухоны, занимая большую часть последнего к собору квартала, расположены здания Земской Управы. Среди них выделяется двухэтажное деревянное здание, служащее временным помещением для открытого в 1911 году Реального училища. Справа от угла пересечения Петропавловской и Малой
Садовой находится двухэтажное полукаменное здание Высшего начального училища, построенное на месте бывшего Наказного Двора и сгоревшей в 1815 году Петропавловской церкви, первоначально именовавшейся Афанасьевской20.
Высшее начальное училище - старейшее из учебных заведений г. Тотьмы и существует уже второе столетие. Первоначально в 1805 году в Тотьме было открыто Уездное училище. В 1810 году тотемский купец Холодилов пожертвовал для помещения училища деревянный дом. В первые годы существования Уездного училища обучались в нем как дети духовенства, так и дети светских лиц, но через 10 лет, 24 января 1815 года, было открыто отдельное Уездное Духовное училище. В конце 1832 г. Уездное училище было преобразовано на основании Устава 8 декабря 1828 г. В 1884 году Городская Дума и Уездное Земство возбудили ходатайство о преобразовании Уездного училища в городское трехклассное, но только через одиннадцать лет это ходатайство было удовлетворено. За это время Городская Дума и Земство успели выстроить новое здание на Петропавловской улице, в которое в 1895 г. и перешло преобразованное училище.