В приходе два каменных храма: один во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя пророка Илии и другой двухэтажный, в одной связи с колокольней, вверху - во имя Николая чудотворца и внизу - в честь Входа Господня в Иерусалим. Оба храма обнесены каменной оградой.
Предтеченский храм с приделом прор. Илии как по времени своего возникновения, так и по постройке из камня самый древний в городе. На его месте, как это видно из "данной" 1644 г. воеводы Филона Оничкова, о которой было уже сказано в историческом очерке, при основании посада вокруг новопостроенного города была поставлена деревянная Ильинская церковь, которая была привезена сюда из старого посада Стефаном и Андреем Саблиными, поселившимися тут же, почему и местность около церкви позднее называлась "Саблиным концом".
На новом месте Ильинская церковь, должно быть, стояла недолго. Во время нашествия татар в 1539 году, как уже было сказано, новый посад вокруг города был сожжен и, вероятно, вместе с ним сгорела и Ильинская церковь, так как в житии преп. Феодосия говорится, что, когда он пришел в Тотьму в 1542-1543 гг. и жил в городе, т. е. в укреплении, то "посад и церкви Божий и всякое строение в нем не исполнилось"69. Позднее, как видно из той же данной 1644 года, в XVI веке на месте Ильинской церкви была поставлена Иоанно-Предтеченская церковь, а сам приход стал называться "Ивановским", или "Предтеченским", а церковное место еще в XVII в. писалось принадлежащим Ильинской церкви70.
В дозорной книге 1620 г. говорится только об одной Предтеченской церкви: "в Саблине конце... храм Рождество Ивана Предтечи, древянной; верх шатровой, а в нем деисусы и образа местные, и евангелье, и книги, и ризы, и колокола строение мирское"71. В писцовых книгах 1623-1625 гг. на земле Ильинской церкви также записана одна только Предтеченская церковь: "В Саблине конце (церковь) Рождество Ивана Предтечи, древяна, клетцки, верх шатровой, а в церкви образа местные: образ Рождество Ивана Предтечи на празелени, а у него прикладу венец да две гривны серебряные с каменьем, образ Ильи пророка на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряна; деисус и двери царские на празелени, крест водвизальный, евангелие напрестольное - печать московская, евангелисты медные, паникадило медное, три свечи поставные, вощаные, тощи, навожены красками, да книги: псалтырь - печать литовская, часовник письменный... Да на колокольнице 4 колокола медных. Строение церковное все мирское. Место церковное Ильи пророка, а земли церковные и с кладбищем от олтаря до Шапкиной улицы 50 сажен" и т.д.72.
В 1644-м году прихожанам Предтеченской церкви и Ильи Пророка, по просьбе их, выдана была от тотемского воеводы Филона Михайлова Оничкова вышеупомянутая "данная" на владение пустошью Голодянхой (близ Варниц), пожертвованной игуменом Серапионом еще Ильинской церкви. В 1644-1645 гг. деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи пришла уже в ветхость, и вместо ее рядом же была построена новая деревянная церковь того же наименования. В переписных книгах 1646 г. сказано: "В Саблине конце церковь ветхая Рождество Ивана Предтечи; другая церковь новыя Рождество Пиана Предотечи", затем перечислены на церковной земле кельи старицнищих и бобылей73. В писцовых книгах 1676-1679 годов "В Саблине конце" уже записаны: "церковь теплая, древянная, клетцки, о две главы, Всемилостивого Спаса вход Иеросалим, с трапезою, да в приделе св. пророка Ильи; в церкви образов ... другая церковь Рождество Ивана Предотечи, древянная, о пяти главах, с папертью; в церкви образов ...; да колокольня на четырех столбах, верх шатровой, а на колокольне 4 колоколы..."74. Когда был построен новый храм в честь Входа Господня во Иерусалим с приделом во имя пророка Илии, неизвестно, но только со времени построения его в официальных бумагах Предтеченский приход стал именоваться "Спасским", так напр., в челобитной тотемского городского духовенства, поданной в 1682 г. преосвященному Геласию, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, священник этих церквей подписался: "к своей челобитной спаской поп Матвей руку приложил"75 .
В писцовых книгах следующей переписи, бывшей в 1687-1688 годах, обе церкви описаны так же, как и в книгах 1676-1679 гг., а именно: "в Саблине конце церковь во имя Всемилостивого Спаса входа в Иерусалим да в приделе св. пророка Илии, древянная, теплая, с трапезою, о две главы; другая церковь Рождество Иоанна Предотечи, холодная, древяная о пяти главах; с папертми; колоколна на четырех столбах, ветхая, верх шатровой; на колокольне 4 колокола... а кругом церкви у кладбища з две стороны ограда, древянная, рубленая в клетках"76.
В 1738 г. по церковной летописи рядом с деревянными церквами на средства секретаря Великоустюжской консистории Ивана Григорьева Фирсова были построены "две каменные в одной стопе (т. е. в одной связи) церкви с великим украшением: "холодная во имя Рождества Иоанна Предтечи и теплая во имя прор. Илии. В 1740 г. эти церкви были освящены. В 1743 году во время городского пожара деревянные церкви: Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, и Предтеченская, а также и деревянная колокольня - сгорели, и остались "токмо две каменные церкви в одной стопе", которые существуют и по настоящее время.
После пожара, в том же 1743 году, была произведена опись уцелевшим церквам, а в 1768-м году - другая, более подробная. Из этих описей видно, что алтарь и средняя часть Предтеченского храма были украшены настенною живописью. На алтарном своде было изображено Сошествие Св. Духа на апостолов, на горнем месте - Знамение Пресвятой Богородицы, на южной стороне под окном, Нерукотворенный образ, а между окнами - лик святителей; на северной стороне, над жертвенником - "Се Агнец Божий". В средней части храма вверху, на своде восьмерика, было написано изображение Господа Саваофа, на четерех стенах между окнами второго яруса - праотцы, а ниже - "страсти Христовы" и евангельские проповеди и притчи, и "всяких святых образы". Иконостас в Предтеченском храме был резной, золоченый, о пяти станах. Клироса круглой формы столярной работы, на них изображены красками святые праотцы - двенадцать Иакова77.
В Ильинском приделе иконостас был о двух ставах, гладкий "точин с резьбой и высеребренный". Замечательно, что у пономарских дверей была "завеса бумажная, красная, вместо дверей". Эта завеса упоминается еще и в описи церквей 1808 года, в описи же 1831 г. сказано: "на северных пономарских вратах изображен Иоанн Предтеча в молении". Церковных сосудов потир, дискос и др. по описи 1743 г. были двои: одни серебряные, а другие оловянные, два венца "ради бракосочетающихся, жестяные, писаны красками", кадил церковных: одно серебряное "новоманерное, о четырех цепях" и три медные (должно быть, старой формы, т. е. в виде тех, какие и по настоящее время употребляются у старообрядцев), хоругвь одна, из четырех местных подсвечников один был "деревянный со слюдяным блюдцем", купель, "в которой крещение младенцам бывает, древянная, на ногах"78.
Взамен сгоревшей в 1743 г. деревянной колокольни близ церкви была построена временная деревянная колокольня, на шести столбах, на которой, по описи 1769 г., значится восемь медных колоколов. Кругом церкви была деревянная ограда "нарежу", по описи 1769 г., уже ветхая. Вместо сгоревших в 1743 г. деревянных церквей в 1774 году было дано разрешение на постройку новой каменной двухэтажной церкви с наименованием внизу Входа Господня во Иерусалим, а вверху - святителя Николая Чудотворца. Церковь была построена "и внутри изрядно украшена", как пишет П. И. Челищев, на средства прихожан - местных купцов Григория и Петра Алексеевичей Пановых79. В 1790-1791 гг. престолы во вновь устроенной церкви были освящены, и церкви существуют до настоящего времени.
В 1808-м году 8-го октября, как старая Предтеченская, так и новая Входо-Иерусалимская церковь были подробно описаны. Новая церковь, как видно из описи, действительно "внутри была изрядно украшена". Алтарь и церковь Николая чудотворца, а также трапеза и паперть были расписаны живописью. В алтаре над престолом была поставлена резная золоченая сень, поддерживаемая четырьмя фигурами ангелов, вырезанными из дерева и стоящими на тумбах. Пред ними на таких же тумбах стояли четыре резных из дерева кувшина с резными же цветами. Внутри сени был образ Бога Отца, украшенный по голубому фону блестящими звездами (по описи 1831 г.- зеркальными). Наверху сени были две резных золоченых рамы, в которых находились образа Воскресения и Вознесения Господня, а по углам были поставлены такие же вазы, как и на тумбах, с резными цветами. По бокам сени с четырех сторон были изображения святителей-литургистов.
В церкви - иконостас "резной, золоченый по полименту червонным золотом. На царских вратах в клеймах образ Благовещания Божией Матери и четырех евангелистов. У царских врат, сторонам, два ангела предстоящих резных". От врат направо - "образ Спасителев, подле него образ св. прор. Илии... На южных вратах Образ ангела Господня со св. Иоаном Богословом, а над ними (над дверями) стоящие два ангела резные. Храмовый образ святит. Николая чудотворца. По левую сторону (царских врат): образ Успения, подле него образ трех святителей... На северных дверях - образ ангела Хранителя, а над ним (над дверьми) стоящие два ангела на облацах, резные. В углу образ св. Иоанна Предтечи... Над царскими дверьми Духа Святаго сияние, а над сиянием Отечество, резное, на облацах, а при нем шесть херувимов летящих. А над Отечеством сень с завесою: над нею два ангела, сидящие с кадильницами. В первом ставе (не считая вышеупомянутых местных икон), в клеймах по правую и левую сторону, двенадесяты праздники, а при них, в клеймах же, Христово житие и страдание. Во втором ставе - образ Господа Бога Вседержителя, сидящего на престоле, а по сторонам предстоящие Богоматерь и Предтеча и лик двенадцати апостолов. В третьем ставе - образ Коронование Божия Матери, а по сторонам лик св. пророков, а над ними, в карнизе, в двух клеймах - евангелисты. В четвертом ставе - Отечество, а по обеим сторонам - лик св. праотец. В пятом ставе - Вечеря Тайная, а по сторонам в клеймах - Страсти Господни. Над Вечерию - гроб Господен, а над ним возстание Христово от гроба, с сиянием. А над Христом - Бог Отец, седящий на облацах, с сиянием. Над ним - Дух Святый, с сиянием же, резные клироса столярной работы, а на них клейма резные, золоченые по полименту листовым золотом. В клеймах написаны бытия и притчи".
В нижней теплой церкви Входа Господня во Иерусалим, по той же описи, иконостас был столярной работы, вызолочен листовым золотом и о трех ставах: став местных икон, второй - Тайная Вечеря с двенадесятыми праздниками и третий - Вседержитель, Богоматерь, Предтеча и двенадцать апостолов. В трапезе - "иконостас по серебру прикрыт зеленью: на дверях (средних, ведущих из трапезы в храм) - притча - "видевши сучец во очеси брата своего", а на боковых дверях - изображения ангелов хранителей. В это время глава на колокольне и на церквах, как на Предтеченской, так и на Входо-Иерусалимской были вызолочены, а купола и кровли на последней были покрыты белым листовым железом.
Как Предтеченская, так и Входо-Иерусалимская церковь построены в стиле барокко, но только первая - в стиле раннего барокко, когда еще формы русского стиля перемешивались с формами нарождающегося на Руси барокко, а вторая - уже более позднего. Средняя часть Предтеченского храма (четверик) в два света, в настоящее время покрыта барочным куполом, над которым поднимаются два восьмерика, увенчанные главою. Окна второго яруса украшены фронтонами, составленными как бы из переломленного карниза: окна первого яруса имеют только наличники. Стены первого яруса украшены пилястрами, как бы опирающимися на кронштейны. Ильинский придел пристроен к главному корпусу с северной стороны. Окна в нем, а также и в паперти, украшены кокошниками со стрелкой. Арка входной двери с запада украшена наличником в русском стиле. Входо-Иерусалимская церковь, как уже сказано, двухэтажная, в одной связи с колокольней. Верхний этаж в два света. Окна второго света в трапезе небольшие, фигурные, по форме отчасти напоминают корону. Четверик заканчивается полукруглыми тимпанами, покрыт барочным куполом, над которым возвышается пять двухъярусных главок. Такая же главка, шестая, поставлена над алтарем. Колокольня восьмигранная и заканчивается шпилем. Стены храма и колокольни обильно украшены орнаментами в стиле позднего барокко.
Снаружи обе церкви, как видно из церковных документов, несколько раз подновлялись и отчасти переделывались: так, на Ильинском приделе, по описи 1769 г., был деревянный шатер, обложенный белым железом, снаружи на осмерике Предтеченского храма, между окнами, были изображения апостолов Петра и Павла, пророков Иоанна Предтечи и Илии. По описи 1808 г., на колокольне - купол и глава, а по описи 1848 г.- уже купол и шпиль. В 1842 г., по церковной летописи, в Предтеченской церкви сделаны боковые двери из среднего окна с южной стороны и каменная площадка.
Производились и другие работы, так как во время городского пожара в 1843 г. на Предтеченском храме обгорел купол, на Входо-Иерусалимском - крыша (кроме алтарной), купол, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. Внутреннее убранство церквей было спасено. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
Внутри существующие церкви Предтеченского прихода тоже не раз подвергались переделкам и ремонту, что видно уже из того, что церкви несколько раз освящались: напр., в описи 1831 г. сказано, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в первый раз была освящена в 1740 г., во второй - в 1776 г. и в третий - в 1820 г.; церковь (придел) прор. Илии в первый раз освящена в 1740 г., во второй - в 1795 г. и в третий - в 1820 г., Никольский храм, по церковной летописи, вторично освящен в 1864 году. Переделкам и поправкам подвергались как настенная живопись, так и иконостасы и иконы80. Из всех иконостасов в четырех храмах, судя по описи 1808 года, наиболее сохранил свой первоначальный характер иконостас Никольского храма81. Иконостас этого храма многоярусный, в стиле барокко, богато украшен искусной резьбой и фигурами ангелов, весь вызолочен, так что по своей художественности представляет интерес не только для специалиста, но и для простого любителя. Кроме иконостаса, из первоначальных украшений храма сохранились еще в алтаре резная надпрестольная сень, поддерживаемая четырьмя резными фигурами ангелов, пред местными иконами Спасителя и Богоматери в лампадах - две фигурные восковые свечи82 и две украшенных резьбою и живописью клироса. Настенной живописи в храме уже нет.
В нижнем теплом храме Входа Господня во Иерусалим расположение икон в иконостасе предалтарном и трапезном почти не изменилось, хотя ремонт производился несколько раз. На средних дверях, ведущих из трапезы в среднюю часть храма, сохранилось упоминаемое в описи 1808 г. интересное изображение притчи "Видевши сучец во очеси брата своего". На одной половине дверей изображен человек, у которого из глаза торчит сучок, а на другой - человек, у которого в глазу целое бревно.
Из икон в Предтеченской церкви лучше сохранилась икона пророка Иоанна Предтечи, покрытая серебряной ризой, и старинная хоругвь с изображением Нерукотворного образа Спасителя в железной высечной раме. Хоругвь уже снята с древка и прибита на правой стене Ильинского придела83. Есть и другие интересные древние иконы, но, к сожалению, как уже было сказано, они подверглись поправкам. Настенная живопись здесь сохранилась, но уже в исправленном виде84.
Среди церковной утвари и облачений обращают на себя внимание серебряные сосуды весом почти 7 фунт., приобретенные в 1765 г., евангелие, издания 1759 г., в серебряной обложке, весом почти два пуда, старинные шитые шелками и золотом воздухи и облачения. В церковной библиотеке сохранились данная 1583 г., данная 1644 г., собрания разных указов с 1809 г., церковные описи 1743, 1769, 1808, 1831 и друг, годов, подробная летопись, составленная в 1857 г. священником Иоанном Архангельским и касающаяся не только церкви, но и города, и другие документы.
Возле Предтеченской церкви, с западной стороны ее, проходит дорога из города в Спасо-Суморин монастырь, отстоящий от города в расстоянии около версты. Если у вас нет времени посетить монастырь и вы намерены ограничиться только прогулкою по городу, то от Предтеченской церкви вы можете повернуть назад к Рождественской церкви, обойти ее с южной стороны и по Почтовой улице направиться в восточную часть города. Через квартал от Рождественской церкви Почтовую улицу пересекает Торговая улица, по которой вы уже шли от собора. На пересечении этих улиц, справа на одном углу вы увидите два рядом стоящих здания, деревянное и каменное, Мариинской Женской гимназии, а напротив, через Торговую улицу, на другом углу - каменное здание Учительской семинарии.
Основанием для женской гимназии послужило двухклассное училище для девочек, открытое в 1858 году и преобразованное в 1870 г. в женскую прогимназию. На средства города, земства и при содействии Правительства и Попечительского совета в 1883 г. для прогимназии был выстроен деревянный дом, в котором ныне и помещается Тотемская женская гимназия, преобразованная из прогимназии в 1909 году. В настоящее время, ввиду большого количества учениц, это помещение оказалось недостаточным, и рядом с ним по Торговой выстроено и открывается каменное здание на средства казны (66700 р.), из местных источников (14000 р.) и местного уроженца Н. И. Токарева (12000 р.), которым, как было уже сказано, построено в Тотьме здание для Петровской Ремесленной школы.
Мужская Учительская семинария помещается также в собственном здании, приобретенном в 1873 году на средства Уездного Земства с аукциона после купца Кокорева. Тотемская Учительская семинария одна из самых старых в России, открыта в 1872 г. и служит одним из главных рассадников народного образования в северном крае, подготовляя учителей в начальные народные училища. Сюда поступают учиться не только уроженцы Вологодской губернии, но и других. К сожалению, семинария не в состоянии вместить всех желающих, и большинству из них приходится отказывать из года в год. При семинарии находится образцовое начальное училище, а с 1889 года при ней же основана второразрядная метеорологическая станция. В настоящее время здание Учительской семинарии предположено расширить, и уже заготовляются материалы для постройки.
По почтовой улице вы выйдете на обширную площадь, которую улица делит на две равные части: южную и северную. Южная часть площади теперь отведена Городской Управой под детский садик, который и начинают устраивать, а северная предназначена под постройку нового здания реального училища.
На восток от северной части площади, на углу Почтовой улицы и Большой Садовой, расположено обширное каменное двухэтажное с домовой церковью здание Духовного училища, построенное в 1901 г. Духовное училище второе по старшинству основания учебное заведение в г. Тотьме: в 1915 году оно праздновало столетие своего существования85.
С северной стороны площади расположены здания Земской больницы. Все они деревянные, за исключением главного корпуса, в котором помещается аптека. Больничные здания, построенные в 1879 г., занимают целый квартал, бесплатно уступленный под больницу городом. Лечение в больнице, как и отпуск лекарств из находящейся при ней аптеки для крестьян, мещан и духовенства, а также и для лиц других сословий, если они предоставят удостоверение о своей бедности, бесплатное. До 1879 г. больница помещалась на Малой Садовой улице, рядом со зданием Высшего начального училища, в небольшом каменном здании. По переводе из него больницы в новое помещение, в 1880 г. это здание уступлено земством со всеми службами и землей городу, в 1882 г. отдано последним и приспособлено под богадельню, которая и открыта в 1883 году под именем "Александровской" в память двадцатипятилетнего царствования Александра II.
С Почтовой улицы по площади вы можете перейти на главную улицу города, Сретенскую, а для этого пересекаете по диагонали вновь устроенный садик. По Сретенской улице вы пройдете в восточную часть города, застроенную, по преимуществу, домами частных владельцев. Сретенская улица идет параллельно Петропавловской улице и так же, как и та, пересекает Дмитриевский ручей. За ручьем ее пересекает Миллионная улица, по которой вы и сворачиваете направо, к реке Сухоне. На Миллионной, в конце первого квартала слева, вы увидите небольшой деревянный двухэтажный домик, на котором красуется вывеска: "Земская библиотека". В этом же здании пока приютился и вновь открытый музей Тотемского Отдела Вологодского Общества Изучения Северного края.
Земская библиотека существует в Тотьме с 1879 г. Подписная плата за чтение книг и журналов в течение года три рубля или 25 коп. в месяц. Крестьяне, мещане и духовенство пользуются книгами бесплатно; этой льготой пользуются и малообеспеченные лица других сословий. Книгами пользуются не только горожане, но и живущие в уезде. Число читателей значительно86. В библиотеку выписывается достаточное количество новых книг, газет (9) и журналов (18)87. При этой же библиотеке находится другая, учрежденная тоже земством, но предназначенная исключительно для учителей начальных школ.
Музей Тотемского Отдела Вологодского Общества изучения Северного края занимает, с разрешения очередного Земского Собрания 28 октября 1915 г., небольшую комнату при библиотеке. Открывшийся 14 мая 1915 года Тотемский Отдел Общества "с целью изучать север Европейской России в различных отношениях, привлекать Правительственное и общественное внимание к нуждам и особенностям Северного края, а также содействовать проведению в жизнь необходимых для края улучшений" (§ 1. Уст. О-ва), насчитывает в настоящее время более 40 действительных членов и около 10 членов-корреспондентов. Кроме устройства лекций по местному краю и издательской деятельности, Отдел организует музей и библиотеку. В музее предполагается собрать коллекции по минералогии, геологии, этнографии, археологии и истории местного края. Кроме того, при нем устраивается школьно-педагогическое отделение, в которое войдут самодельные и вообще дешевые приборы и пособия по физике и химии для начальной школы и коллекции для изучения местной природы. В библиотеку Отдела предположено собрать рукописи, статьи и новые издания по исследованию Северного края и периодические издания, главным образом по родиноведению. Миллионная улица приведет вас на берег р. Сухоны и к той самой пристани, от которой вы начали прогулку по городу. Во время этой прогулки вы осмотрели главные и более населенные части города и все старые и новые общественные здания. У вас остались неосмотренными только одни окраины города, среди которых более интересны Зеленская слобода, Богородское . и Богословское кладбища. Если у вас нет времени посмотреть эти места, то, чтобы познакомить вас с ними, скажем и об них несколько слов.