город Тотьма » История » Варницкая Воскресенская церковь

Варницкая Воскресенская церковь

История

Варницкая Воскресенская церковь

 

Из Варницких церквей в начале XVI века в сохранившихся письменных памятниках от того времени упоминается только одна Ильинская церковь. К этой Церкви, как уже было сказано при описании Предтеченской и Богословской церквей, в 1514 году игумен Серапион отписал на помин своей души пустошь Голодянху, или "роспаш Иева Ляпуна и Ильинский луг, что за Голою слободкой, вверх по речке Ляпунихе, подле Спаское поле деревни Углицкие", где и стояла изстари церковь Ильи Пророка137. Но эта церковь была частная, домовая, построенная Артемием Саблиным, который с детьми, при переселении жителей из Усолья к новому городу, перевез ее и поставил в северо-западном конце вновь строящегося посада. Кроме этой церкви, наверное, при Усолье были и приходские церкви, построенные миром, но об них от XV в. и первой половины XVI века не сохранилось никаких известий. В приписках к завещанию преп. Феодосия 1567 г., в которых перечислены все священники городских приходов, упомянут и священник "Никольской (церкви) от варниц Иван". Эта церковь, как видно из позднейших актов, была главною, и по имени ее приход, церковные земли, Хоробардина гора, на которой стояла эта церковь, и даже дорога к варницам писались и в XVI веке "Никольскими".

В писцовых книгах 1620 г. записано: "на Старом посаде, на Хоробардине горе, у варниц, на речке на Ковде, храм Воскресение Христово верх шатровой, да в пределе Усекновение честные главы Ивана Предтечи, да собор святых апостол, да Козмы и Домьяна, да Данила столпника, а в них деисусы и образа местные, и евангелье, и книги, и ризы, и колоколы строение Ольги Даниловны жены Строгановы; храмъ Николы чудотворца теплой, да другой храм холодной Парасковье, нарицаемая Пятницы, а в них деисусы и образа местные, и евангелие, и книги, и ризы строение мирское (т. е. прихожан)..."138. На первом месте здесь уже записана Строгановская церковь, а приходские церкви, Никольская и Пятницкая, поставлены на втором месте. В это время и приход уже именовался Воскресенским.

Постройка Воскресенской церкви здесь приписана Ольге Строгановой, но в следующих писцовых книгах 1623-1625 гг., где все церкви описаны подробнее, строителем ее назван Данило Строганов, муж Ольги. "На Старом посаде, на Хоробардине горе, у варниц, пять храмов под одною связью, а в церкви образов местных: образ Воскресение Христово з деянием, обложен серебром, венцы да гривны чеканные серебряные, у Предтечи и пророки 4 венца серебряные, а в деянье венцы серебряные ж басмяные, да у Воскресения ж пелена камка червчата, опушка камка желтая; образ Троицы Живональныя, на полях писаны многие святые, образ Рождества Прес. Богородицы з деяньем, образ страстотерпца Христова Георгия, образ Преч. Богородицы "О тебе радуетца", и другие... все (образа) на золоте; двери царские и сень и столбцы резные, золочены; северские двери на празелени... две хоругви... четыре свечи вощаные, поставныя, навожены красками, три паникадила, у одного яблоко медное ж, да у всех трех паникадил по яйцу струцовому да кисть шолк червлен, одна золотая, паникадило медное невелико, о шести шандалах", и далее описаны книги, сосуды, риза и прочее.

В приделах: "церковь Усекновения честные главы Ивана Предтечи, а в церкве образов: образ Усекновение честные главы Ивана Пред., з деяньем, на золоте, образ Преч. Богородицы Одегитрея... двери царские, сень и столбцы резные, паникадило медное с яблоком медным же; церковь Двенадесять апостол, а в церкви образов местных: образ Двенадесяти апостол" и другие, да "в паперти образ Второе пришествей, на празелени, церковь Данилы столпника, а в ней образов местных: образ Данила столпника з деяньем" и другие, "двери царския, сень, столицы на золоте; церковь Козмы и Демьяна, а в ней образов местных: образ Козмы и Дамьяна" и другие, "двери царския на золоте, две свечи"... "да колокольня рублена вверх, а в ней три колокола медных больших. Строенье все пять престолов и образа, и книги, и евангелие, и крест, и сосуды, и ризы, и колокола Данилы Строганова. Да тут же на Хоробардине горе особно: церковь Николая чуд., с трапезою; а в церкве образов местных: образ Николы чудотворца, з деяньем, на золоте, а у него прикладу венец да гривна серебряны басмяные, образ Преч. Богородицы Одигитрия обложен серебром басмяным, венцы и гривна серебряные ж, в венцах и в гривнах каменье... паникадило медное о десяти шандалах, две свечи поста-ные, большие, наважены красками. Церковь Параско-веи, нарицаемыя Пятница, а в церкве образов местных: образ местных Парасквеи... з деяньем, на золоте, обложен серебром, венец сканной, гривна серебряная, басмяная, образ Екатерины" и другие. "Да на колокольнице два колокола зазвонные. Строенье тех церквей и в церквах и всякой церковной обиход и колокола зазвонныя мирское, приходское". Далее идет уже описание церковных земель139.

В этих же книгах все остальные Строгановские здания: осадный двор в крепости, варницы, амбары, а также и все земли записаны за Ольгой Строгановой. Это обстоятельство дает повод предполагать, что в предшествующих книгах была допущена ошибка, т. е. что не Ольга строила Воскресенскую церковь, а ее муж Данило Строганов. В какое время церковь была построена, за отсутствием прямых указаний решить трудно. Отец Данилы Григорий Афанасьевич, как известно, помер в 1575-м году. Вероятно, Данило Григорьевич около этого времени, если только не после смерти отца, и вступил в управление имуществом. Следовательно, можно полагать, что Воскресенская церковь построена им в 1575-1619 гг. Даже едва ли не после "литовского раззорения" в 1613 году. В приведенных выше, при описании Варниц, отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что неприятель захватил в плен Козму Даниловича Строганова и сжег двор Строгановых. Если бы в это время существовала Строгановская церковь, то, вероятно, неприятель не пощадил бы и ее.

Если сравнить приведенное описание с описанием в тех же книгах других местных церквей, то окажется, что Воскресенская церковь по своей архитектуре, внутреннему убранству и "церковному обиходу" в то время была среди местных церквей самою лучшею и богатою. По внутреннему убранству Никольская церковь, бывшая приходская, тоже была в числе лучших посадских церквей. Проще была обставлена Пятницкая церковь. Интересно еще то обстоятельство: при трех церквах, стоящих рядом, были две колокольни. Одна большая, построенная отдельно, стояла при Воскресенской церкви, а другая меньшая, "колокольница", была построена, по-видимому, в связи с Пятницкою церковью. На первой колокольне висели только большие колокола, а на второй - зазвонные.

Все означенные церковные здания, за исключением лишь большой колокольни, после переписи стояли, по-видимому, без всяких существенных переделок около пятидесяти лет. Колокольня, как видно из переписных книг 1646 года, за период с 1625 г. по 1646 г. была вновь срублена, и под ней был устроен храм в честь трех святителей. Правда, в переписных книгах все церкви и новая колокольня описаны кратко: "На Старом, на Хоробардине горе, у варниц, пять храмов под одною связью, верхи шатровые, на каменное дело: церковь Воскресения Христова, церковь Усекновение честныя главы Иванна Предотечи, церковь Двенадесять апостол, церковь Данила столпника, церковь Козмы и Демьяна, да колокольня рубленая, а под нею церковь... (одно слово не разобрано) трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Ивана Златоустаго; да тут же на монастыре церковь Николы чудотворца, с трапезою; церковь великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы"140.

В писцовых книгах 1676-1679 гг. при Старом посаде уже описана одна Никольская церковь, а все остальные отмечены сгоревшими. "На Старом тотемском посаде, у варниц, церковь во имя Николая чуд., теплая, с трапезою, древяная". Далее идет описание образов и утвари, а затем: "да церковь Воскресение Христово с приделы погорели... да из под колокольни церковь Трех святителей, что згорела... да церковь Параскевы, нареченная Пятницы, згорела..."141. В книге переписаны все иконы, которые во время пожара вынесли из каждого придела Воскресенской и других церквей. В летописи ныне существующей Воскресенской Варницкой церкви этот пожар записан под 1676 годом, но в писцовых книгах о времени пожара не сказано. Кажется, что пожар был раньше и что Никольская церковь уже сгорела, но только ко времени переписи, т. е. к 1676- 1679 гг., ее успели уже построить вновь, так как состав образов в церкви по переписи показан несколько иной, чем был раньше, и среди их записан "образ второго Христова пришествия", который по прежней переписи числился в Воскресенской церкви. Впрочем, изменение состава образов могло случиться и вследствие других причин, например при переделке иконостаса.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация