Вместо сгоревших церквей, кроме церкви Трех святителей, вскоре же были построены новые. Так, в переписных книгах 1677-1678 годов тех же писцов уже записано: "На Старом Тотемском посаде, у варниц, церковь святит. Христова Николая чуд., теплая, с трапезою, деревянная, клетцки; другая церковь великомуч. Парасковии, нареченныя Пятницы, древяная ж, клетцки"142.
В писцовых же книгах 1687-1688 гг. записана и третья церковь, Воскресенская, как строящаяся. "На Старом тотемском посаде, у варниц, церковь Воскресения Христова, да в приделы церковь Усекновение честныя главы Иоанна Предтечи, да в приделы церковь Двунадесяти апостол, древяная, о трех верхах, да в приделе цер. Трех святителей, да в другом приделе цер. Козмы и Дамиана не достроены, на одной связе. Да тут же на Хоробардине горе особо церковь Николая чуд., теплая, с трапезою, древяная, верх на бочках. Церковь Парасковеи, нареченная Пятницы, да колокольня, а на ней 7 колоколов медных. (В выписке из тех же книг, находящейся в библиотеке Варницкой церкви, сказано несколько иначе: "Цер. Параскевы, нареч. Пятницы, с колокольнею..."). А те церкви и в церквах Божие милосердие, иконы и всякая церковная утварь строение мирских людей. "Далее идет перечень причта и церковной земли, а затем добавлено: "и что в приправочных книгах Богдана Засецкого (т. е. в прежнюю перепись) написаны были на дворе три кельи, а в них жили нищие старицы, и те кельи нынче пусты, а нищие старицы переведены по указу Великих Государей в Новодевичь монастырь..."143.
Новая Воскресенская церковь, как видно из переписи, строилась по-старому плану: все пять церквей-приделов были в одной связи. Три придела были уже отстроены и два строились. Из последних один уже был посвящен в честь Трех святителей, а не во имя Даниила Столпника, как было прежде. Второй колокольни, должно быть, уже не предполагали строить, так как престол в честь Трех святителей уже был в главной церкви, да и все колокола были помещены на Пятницкой колокольне, которая, по-видимому, была построена в связи с церковным зданием, но в позднейших актах записана отдельно.
Из новопостроенных церквей раньше других была разобрана Пятницкая церковь. В 1742 году 17 декабря священники Воскресенской церкви, что у Варниц, вместе со старостой и прихожанами подали прошение преосвященному Гавриилу, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, в котором просили разрешить им пришедшие в ветхость деревянные две церкви: теплую, во имя Николы чуд., и холодную, во имя Парасковии великомученицы, разобрать и на церковном Пятницком месте поставить новую, каменную, в два этажа. В нижнем - во имя святителя Николая, а в верхнем - во имя Парасковии Пятницы. В июне 1743 года последовало от преосвященного Гавриила разрешение на производство предположенных работ, причем материал от старых церквей велено употребить частию на постройку новой и частию - на печение просфор144.
Пятницкая церковь в том же году была разобрана, а Никольская, как видно из описи, учиненной в том же году по указу преосвященного Гавриила, была пока оставлена. В церковной описи в Воскресенском приходе значится церквей деревянных две, приделов четыре, а в них престолов шесть (т. е. пять престолов в Воскресенской церкви и один престол в Никольской); колокольня деревянная; в числе образов записан "образ св. Максима, Тотемского чуд., венец и гривна серебряные, золоченые"145. Сколько времени стояла Никольская церковь после 1743 г., неизвестно. Сравнительно дольше стояла Воскресенская церковь. В 1760-м году "Воскресенскую с приделы церковь" было разрешено перекрыть новым тесом и только в 1783-м году велено "состоящия во оном Воскресенском приходе четыре придела, из коих во имя Усекновения честныя главы крестителя Господня Иоанна Предтечи, второй - святых двунадесяти апостолов, третий - триех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, четвертый - святых безсребников Козмы и Дамиана, за ветхостью разобрать"146.