Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Поганое место близ Соли-Тотемской

Поганое место близ Соли-Тотемской

История

Когда тотьмичи обосновались после переселения от устья реки Тотьмы на соляные промыслы по берегам неболь­шой речки Ковды, язычества в чистом виде уже не существовало - шел XVI век. Однако первая христи­анская церковь на Соли-Тотемской носила характерное название Ильинской. Замечено, что храмы в честь св. Ильи Пророка в старину на Севере ставились или в местах нового русского, преимущественно - новгородского, освоения, или же - вместо языческих капищ. Попробуем с помощью актовых источников и других сохранившихся с тех давних пор документов восстановить некоторые черты религи­озного прошлого на зыбкой грани язычества и христианства в районе соляных промыслов на речке Ковде.

Вне всякого сомнения, источники, содержащие соляной раствор, известны здесь с глубокой древности еще дославянскому населению Тотемского края. Название Ковда в переводе с языка лопарей - «Березовка», а березовые леса всегда в тайге были спутниками человеческой деятельности. Первые русские переселенцы какое-то время у Соли жили бок о бок с людьми, говорившими на одном из финно-угорских языков. И те, и другие придерживались языческих верований, поэтому никаких конфликтов у них не возникало (извест­но, что причиной большинства военных столкновений являются религиозные расхождения, даже внутри одного народа - ирландцы, сербо-хорваты и др.). Противостояние на берегах Ковды появилось с приходом сюда христиан, которые объявили всех остальных «нехристями», «погаными».

Первые сведения о православных храмах на Усолье (в разные времена бытовали разные названия этого места) - косвенные: в 1514 году некий игумен Серапион отписал на помин своей души пустошь Голодяиху и «роспаш Иева Ляпуна и Ильинский луг, что за Голою слободкой вверх по речке Ляпунихе подле Спасское поле деревни Углицкие». Тотемский краевед начала XX века Д.А. Григоров считает, что именно на этом месте и стояла Ильинская церковь, выстроенная как домовая набожным, а значит, и богатым местным жителем Артемием Саблиным1.

Речка Ляпунка, получившая свое название от крестьянина Иева по прозвищу Ляпун, существует и по сей день - это левый приток Ковды. Дожила до XX века и деревня Углицкая, в последнее время почти соединившись с большой деревней Варницы на месте, где в Старину стояли варницы, в которых вываривали из подземного раствора соль. Помнят местные жители и топоним Ильинский луг. Вроде бы ничего «языческого» в упомянутых названиях нет, но в спорном деле Спасо-Каменного монастыря (тоже зарился на соль!) с тотемским купцом Осипом Палицыным от 1677 - 1679 годов упомянут «починок Поганинский, Кривой тож»2, а в «Экономиче­ских примечаниях Окологородной волости Тотемского уезда», со­ставленных в конце XVIII века, есть описание «Деревни Кривой Починок, что дачею простирается на берегу речки Ляпунки по течению ее на правой стороне». В этом же источнике описывается и упомянутая в документе от 1514 года «Пустошь Голодяиха, что лежит по речке Ляпуновке по течению ее на левой стороне»3.

Если свести все сведения вместе, то починок Поганинский, чье название явно отражает связь с «поганым» язычеством, находился рядом с Ильинским лугом и первой православной церковью на Соли-Тотемской. Вероятно, храм Ильи Пророка был поставлен на это место не случайно - он перекрыл бывшее здесь в древности святилище язычников. Деревней починок Поганинский так никогда и не стал, а название его уже в XVIII веке в документах не упоминается: в этом веке противоборство язычества и христианства стало уже неактуаль­ным, а подобное название без всякой религиозной подоплеки стало восприниматься просто как неприятное на слух, поэтому и было заменено на нейтральное - Кривой Починок. Справедливости ради отметим, что борьба с «проязыческим» топонимом Поганинский началась раньше: в писцовой книге Тотем­ского уезда от 1623 года есть запись о «деревне, что был починок Потанинский, Кривой тож»4. Изменена всего одна буква, а смысл и возможное происхождение топонима стали другими! Похожий слу­чай произошел и с названием деревни Пеганово в Вельском районе Архангельской области, которая в списки населенных мест Вельского уезда Вологодской губернии за 1859 год занесена под именем Пеганово5, а в более ранних источниках, таких, как переписная книга Пежемского стана Устьянских волостей и книга ландратской перепи­си Устьянских волостей, деревня записана под другим названием - Каменная Дубровка на Захарьине ручье6. Народный вариант ойконима - Поганово появился в документах лишь в XIX веке, что напоминает случай с названием деревни Рощенье - Паюсово, о котором было рассказано в главе «Каменье да Рощенье».

Сегодня деревня Каменная Дубровка - Пеганово уже нежилая. Останки домов смотрят глазницами разбитых окон на реку Пежму, название которой с языка пермян, одного из дославянских финно-угорских народов Севера, переводится как «Поганая земля»7! Пермяне, давшие имя этой реке, как и русские язычники были с точки зрения христиан «погаными», так их и называли в средневековых русских богословских поучениях. Само слово «поганый» в древне­русский язык было заимствовано из латинского, где «паганус» - окружной, находящийся на окраине. Уже в латыни слово «паганус» применялось для обозначения нехристиан, жителей отдаленных местностей, где языческие верования сохранялись дольше всего.

Вполне возможно, что на месте деревни Поганово было капище, которым пользовались пермяне. Святилище включало в себя камен­ные идолы, подобные тем, что выставлены на обозрение во внутрен­нем дворике вологодского кремля. В краеведческий музей Вологды эти антропоморфные скульптуры были привезены из Зырянского края (потомки пермян в прошлом веке назывались зыряне, ныне это народ коми). О каменных идолах у реки Пежмы напоминает, вероятно, и второе название деревни - Каменная Дуброва, так как, по мнению Б. А. Рыбакова, именно дуб считался священным деревом язычников, а термин «дубрава» или «дуброва», как и термин «рощенье», отмечал места языческих святилищ8.

Любопытно, что еще одна пежемская деревня, современное назва­ние которой Скомовская, носит второе народное имя - Каменная, как бы перекликаясь с Каменной Дубровой. И расположены они недалеко друг от друга. Есть предположение, что первоначально название деревни звучало несколько иначе - Скомороховская, подтверждением чему являются такие топонимы, как Лысая гора - холм у деревни и ручей Шутиха - протекает под холмом9. «Шутами» в старину называли скоморохов. Скопление подобных топонимов в одном месте может говорить только о том, что в древности здесь устраивались языческие игрища.

Наконец, нельзя не упомянуть и другой яркий пример языческого ойконима - деревня Погановщина. Она стоит «при реке Двине, в 105 верстах от Сольвычегодска», по сведениям из списка населенных мест за 1859 год Сольвычегодского уезда Вологодской губернии10.

Неподалеку от Погановщины находится большое двинское село (сейчас это Архангельская область) Пермогорье, в названии которого запечатлена на века память о древнем народе пермь, с которым русские язычники нашли в свое время общий язык. У деревни Погановщина тоже есть второе название - Мошинская, а это значит, что и здесь «официальный» топоним во времена православия вытес­нял «народный». Другое дело, что такая замена удавалась не везде, а память простого люда цепко хранила древнейшие, «поганые», названия.

В этой главе приведены примеры языческих по происхождению и «поганых» по облику, с точки зрения христиан, топонимов с терри­торий Тотемского, Вельского и Сольвычегодского уездов бывшей Вологодской губернии. Возможно, где-то сохранились и другие подобные названия, поэтому есть надежда, что читатели их знают, помнят, а после этого очерка найдут время поделиться своими сведениями с автором книги.


Автор: 

Александр КУЗНЕЦОВ

БОЛВАНЦЫ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

(Очерки языческой топонимики)

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация