Когда тотьмичи обосновались после переселения от устья реки Тотьмы на соляные промыслы по берегам небольшой речки Ковды, язычества в чистом виде уже не существовало - шел XVI век. Однако первая христианская церковь на Соли-Тотемской носила характерное название Ильинской. Замечено, что храмы в честь св. Ильи Пророка в старину на Севере ставились или в местах нового русского, преимущественно - новгородского, освоения, или же - вместо языческих капищ. Попробуем с помощью актовых источников и других сохранившихся с тех давних пор документов восстановить некоторые черты религиозного прошлого на зыбкой грани язычества и христианства в районе соляных промыслов на речке Ковде.
Вне всякого сомнения, источники, содержащие соляной раствор, известны здесь с глубокой древности еще дославянскому населению Тотемского края. Название Ковда в переводе с языка лопарей - «Березовка», а березовые леса всегда в тайге были спутниками человеческой деятельности. Первые русские переселенцы какое-то время у Соли жили бок о бок с людьми, говорившими на одном из финно-угорских языков. И те, и другие придерживались языческих верований, поэтому никаких конфликтов у них не возникало (известно, что причиной большинства военных столкновений являются религиозные расхождения, даже внутри одного народа - ирландцы, сербо-хорваты и др.). Противостояние на берегах Ковды появилось с приходом сюда христиан, которые объявили всех остальных «нехристями», «погаными».
Первые сведения о православных храмах на Усолье (в разные времена бытовали разные названия этого места) - косвенные: в 1514 году некий игумен Серапион отписал на помин своей души пустошь Голодяиху и «роспаш Иева Ляпуна и Ильинский луг, что за Голою слободкой вверх по речке Ляпунихе подле Спасское поле деревни Углицкие». Тотемский краевед начала XX века Д.А. Григоров считает, что именно на этом месте и стояла Ильинская церковь, выстроенная как домовая набожным, а значит, и богатым местным жителем Артемием Саблиным1.
Речка Ляпунка, получившая свое название от крестьянина Иева по прозвищу Ляпун, существует и по сей день - это левый приток Ковды. Дожила до XX века и деревня Углицкая, в последнее время почти соединившись с большой деревней Варницы на месте, где в Старину стояли варницы, в которых вываривали из подземного раствора соль. Помнят местные жители и топоним Ильинский луг. Вроде бы ничего «языческого» в упомянутых названиях нет, но в спорном деле Спасо-Каменного монастыря (тоже зарился на соль!) с тотемским купцом Осипом Палицыным от 1677 - 1679 годов упомянут «починок Поганинский, Кривой тож»2, а в «Экономических примечаниях Окологородной волости Тотемского уезда», составленных в конце XVIII века, есть описание «Деревни Кривой Починок, что дачею простирается на берегу речки Ляпунки по течению ее на правой стороне». В этом же источнике описывается и упомянутая в документе от 1514 года «Пустошь Голодяиха, что лежит по речке Ляпуновке по течению ее на левой стороне»3.
Если свести все сведения вместе, то починок Поганинский, чье название явно отражает связь с «поганым» язычеством, находился рядом с Ильинским лугом и первой православной церковью на Соли-Тотемской. Вероятно, храм Ильи Пророка был поставлен на это место не случайно - он перекрыл бывшее здесь в древности святилище язычников. Деревней починок Поганинский так никогда и не стал, а название его уже в XVIII веке в документах не упоминается: в этом веке противоборство язычества и христианства стало уже неактуальным, а подобное название без всякой религиозной подоплеки стало восприниматься просто как неприятное на слух, поэтому и было заменено на нейтральное - Кривой Починок. Справедливости ради отметим, что борьба с «проязыческим» топонимом Поганинский началась раньше: в писцовой книге Тотемского уезда от 1623 года есть запись о «деревне, что был починок Потанинский, Кривой тож»4. Изменена всего одна буква, а смысл и возможное происхождение топонима стали другими! Похожий случай произошел и с названием деревни Пеганово в Вельском районе Архангельской области, которая в списки населенных мест Вельского уезда Вологодской губернии за 1859 год занесена под именем Пеганово5, а в более ранних источниках, таких, как переписная книга Пежемского стана Устьянских волостей и книга ландратской переписи Устьянских волостей, деревня записана под другим названием - Каменная Дубровка на Захарьине ручье6. Народный вариант ойконима - Поганово появился в документах лишь в XIX веке, что напоминает случай с названием деревни Рощенье - Паюсово, о котором было рассказано в главе «Каменье да Рощенье».
Сегодня деревня Каменная Дубровка - Пеганово уже нежилая. Останки домов смотрят глазницами разбитых окон на реку Пежму, название которой с языка пермян, одного из дославянских финно-угорских народов Севера, переводится как «Поганая земля»7! Пермяне, давшие имя этой реке, как и русские язычники были с точки зрения христиан «погаными», так их и называли в средневековых русских богословских поучениях. Само слово «поганый» в древнерусский язык было заимствовано из латинского, где «паганус» - окружной, находящийся на окраине. Уже в латыни слово «паганус» применялось для обозначения нехристиан, жителей отдаленных местностей, где языческие верования сохранялись дольше всего.
Вполне возможно, что на месте деревни Поганово было капище, которым пользовались пермяне. Святилище включало в себя каменные идолы, подобные тем, что выставлены на обозрение во внутреннем дворике вологодского кремля. В краеведческий музей Вологды эти антропоморфные скульптуры были привезены из Зырянского края (потомки пермян в прошлом веке назывались зыряне, ныне это народ коми). О каменных идолах у реки Пежмы напоминает, вероятно, и второе название деревни - Каменная Дуброва, так как, по мнению Б. А. Рыбакова, именно дуб считался священным деревом язычников, а термин «дубрава» или «дуброва», как и термин «рощенье», отмечал места языческих святилищ8.
Любопытно, что еще одна пежемская деревня, современное название которой Скомовская, носит второе народное имя - Каменная, как бы перекликаясь с Каменной Дубровой. И расположены они недалеко друг от друга. Есть предположение, что первоначально название деревни звучало несколько иначе - Скомороховская, подтверждением чему являются такие топонимы, как Лысая гора - холм у деревни и ручей Шутиха - протекает под холмом9. «Шутами» в старину называли скоморохов. Скопление подобных топонимов в одном месте может говорить только о том, что в древности здесь устраивались языческие игрища.
Наконец, нельзя не упомянуть и другой яркий пример языческого ойконима - деревня Погановщина. Она стоит «при реке Двине, в 105 верстах от Сольвычегодска», по сведениям из списка населенных мест за 1859 год Сольвычегодского уезда Вологодской губернии10.
Неподалеку от Погановщины находится большое двинское село (сейчас это Архангельская область) Пермогорье, в названии которого запечатлена на века память о древнем народе пермь, с которым русские язычники нашли в свое время общий язык. У деревни Погановщина тоже есть второе название - Мошинская, а это значит, что и здесь «официальный» топоним во времена православия вытеснял «народный». Другое дело, что такая замена удавалась не везде, а память простого люда цепко хранила древнейшие, «поганые», названия.
В этой главе приведены примеры языческих по происхождению и «поганых» по облику, с точки зрения христиан, топонимов с территорий Тотемского, Вельского и Сольвычегодского уездов бывшей Вологодской губернии. Возможно, где-то сохранились и другие подобные названия, поэтому есть надежда, что читатели их знают, помнят, а после этого очерка найдут время поделиться своими сведениями с автором книги.
Автор:
Александр КУЗНЕЦОВ
БОЛВАНЦЫ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
(Очерки языческой топонимики)