Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Георгиевская церковь

Георгиевская церковь

История

Георгиевская церковь

 

Георгиевская церковь находится на площади между улицами Торговой, Малой Садовой и Георгиевской и окружена бульваром, который по имени церкви и называется Георгиевским. Эта церковь существовала уже в XVI веке. В числе городских священников, которым был заказан сорокоуст в 1568 году после смерти преподобного Феодосия, упоминается и священник Георгиевской церкви Степан41 . Затем, последующие известия о ней находим в дозорной книге г. Тотьмы и его уезда 1620 года. Здесь сказано: "...храм теплой - Егорей страстотерпец, а в нем деисусы и образа местные, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да место церковное Николы чудотворца Великорецково; храм сожгли литовские люди во 121 году (1613)"42. Из этой выписки видно, что до 1613 г. рядом с Георгиевской церковью существовала еще Никольская церковь, которую поляки при нападении на Тотьму в 1613 году и сожгли. Когда Никольская церковь была построена, неизвестно. Нет никаких сведений в дозорной книге и о том, была ли сожжена Георгиевская церковь поляками вместе с Никольскою, или она осталась целою, или была вновь построена после нашествия поляков.

В течение последующих пяти лет, с 1620 по 1625 г., Никольский храм снова был построен и в писцовых книгах 1623-1625 годов уже описан вместе с Георгиевским: "От торгу идучи, меж Пробойные Большие улицы и Егорьевской - церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, а в церкви образов местных: образ Николы чудотворца на золоте, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрия; деисус с праздники и с пророки, двери царския и северныя на празелени; паникадило медное, крест воздвизальный, евангелие напрестольное - печать литовская, евангелисты серебряные; сосуды церковные древяные, ризы безинные (?), стихарь полотняной, патрахиль и поручи крашениннея; псалтырь, часовник, апостол, евангелие толковое - печать все литовская; два охтоя на восмь гласов, две треоди: постная да цветная, две минеи: декабрь да февраль, минея общая - печати все московския; златоуст, сборник, два трефолоя, ермолой, святцы с тропари и с кондаки - все письменные; две свечи поставных, вощаные, тощие, навощены красками. Да церковь другая, древяна, клетцки, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образов местных: образ страстотерпца Христовая Георгия на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрея на празелени, а у него прикладу гривна серебряна; деисус и двери царские и северские на празелени. А книги и сосуды у обеих церквец одни. Да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное все мирское"43.

Церковный причт у обеих церквей также был один, и церковная земля была общая. На церковной земле были две кельи, "а в них", сказано, "живут черноризица старица Варсунофья да старица Онисья,- питаются от церкви Божий". Через двадцать лет при Никольском храме был уже придел во имя архангела Михаила, что и отмечено в переписных книгах 1646 г.: "Церковь Николы чудотворца да вверху в приделе церковь архангела Михаила, да церковь другая, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия"44. Кроме замечания, что на церковной земле находились кельи, в коих жили старицы-нищие, никаких дополнений к вышеприведенному описанию не сделано.

В последующих писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви описаны подробно. "Церковь Николы чуд.- древяна, по верху две главы. У той же церкви вверху церковь в приделе Собор архистратига Михаила... другая церковь теплая, древяная, клетцки, с трапезою, во имя великомученика Христова Георгия... Колокольня рубленая, круглая, о осьми углах, верх шатровой з главой; на колокольне семь колоколов..."45. Описаны так же, как и в книгах 1623-1625 годов, церковные образа, ризы и утварь, и указано вокруг церквей количество земли, которая принадлежала им и на которой отмечены восемь келий стариц-нищих. В переписных же книгах того же времени (1677-1678 гг.) и тех же писцов о приделе при Никольской церкви почему-то не упомянуто46.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация