Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Варницкая Воскресенская церковь

Варницкая Воскресенская церковь

История

Глава третиянадесять

Се пятый ангел пространно трубяше,

Богослов звезду спадшу с неба зряше,

Ей же студенца бездны ключ дадеся.       

И   множество   прутов*   с   дымом   вознесеся,

Солнце и аер** дымомъ омрачися,

От прутов же люд, зол сущъ, уязвися.

 

Глава девятаянадесять    

Се ангел седм фиал*** изливиат.  

Землю, море, реки и люд повреждают.

Дана ж им власть огневие жжечи человеки,

Хулящи имя Божие во веки.

И зверин престол вовсе разорися,  

Испустивши он жабы умиртвися.       

 

* Пруты - саранча, а нарисованы, как будто   скорпионы с человеческими головами, на которые надеты короны.

** Аер, латинское слово,- воздух.   

***  Фиал - чаша.

 

 Глава четвертаянадесять

Шестый ангелъ трубный глас испущает  славно,

Един от рог алтаря глаголаша явно:        

 "Разреши ангелы в Евфрате четыре,        

Да   избиют   третью   часть   человек   в   мире".          

И коней, видех в видении, две главы имущих,

Зряще   Богослов   на   них   во   бронех   сущих.

 

Глава двадесятая

Иоанн, в пустыни духом восхищенный,

Зрит жену и люд, от нея прельщенный,

Юже ношаше зверь, сущ седьмиглавен,

В руку ж ея (сосуд) имущи осквернавен,

Яже пияна бе кровию святых,

Вавилон сущий и мати проклятых.

 

Иконы интересны по своему сюжету и в иконографическом отношении, но, к сожалению, находились в сырой кладовой под колокольней, вследствие чего сильно пострадали: снизу иконы загнили, краски, левкас и полотно отстали от досок, да и во всех остальных частях икон краски запузырились и отваливаются кусками; вероятно, скоро они совсем погибнут. Обычно в наших каменных церквах на западной стороне трапезы изображали "Страшный суд", а в деревянных помещали икону "Страшного суда". Изображение же "Апокалипсиса", насколько нам известно, редко встречается. Лицевой апокалипсис был распространен большею частью для домашнего чтения. Образ "Второе пришествие" в первый раз упомянут, как было отмечено нами, в писцовых книгах 1623-1625 гг. при описании

придела "Двенадесяти апостолъ" при Воскресенской церкви. Во второй раз упоминается в писцовых книгах 1676-1679 гг. при описании Никольской церкви. И в третий раз - в описи церковного имущества за 1809 г., где сказано, что в трапезе Воскресенского храма "апокалипсис написан на большихъ* досках". Если во всех указанных отметках разумеются одни и те же иконы, то по времени написания они довольно древние. Но едва ли только они дошли до нас в первоначальном своем виде, так как по описи церквей 1769 г., как было замечено выше, в 1765 году все иконы в церквах Никольской и Воскресенской были поновлены.

Если же в первых двух отписках под словом "образ второго Христова пришествия" разумеется икона "Страшного суда", тогда написание икон Апокалипсиса надо отнести не ранее, как к концу XVII века. В это время действительно между иконописцами появились в употреблении, как руководство, так называемые Киевские печатные листы и другие гравюры, а в домашнем быту рукописный лицевой апокалипсис южнорусского происхождения152. Надписи в них под изображениями нередко излагались виршами. Описание изображений, напечатанных в листах, в это время вошло даже в руководство для иконописцев, так называемые иконописные подлинники153. Вероятно, рукописный лицевой апокалипсис южнорусского происхождения XVII века и послужил образцом для написания означенных икон. Судя по надписям, изложенным виршами, и по манере письма на иконах, по нашему мнению, последнее предположение, что иконы написаны не ранее, как в конце XVII века, правильно.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация