Глава третиянадесять
Се пятый ангел пространно трубяше,
Богослов звезду спадшу с неба зряше,
Ей же студенца бездны ключ дадеся.
И множество прутов* с дымом вознесеся,
Солнце и аер** дымомъ омрачися,
От прутов же люд, зол сущъ, уязвися.
Глава девятаянадесять
Се ангел седм фиал*** изливиат.
Землю, море, реки и люд повреждают.
Дана ж им власть огневие жжечи человеки,
Хулящи имя Божие во веки.
И зверин престол вовсе разорися,
Испустивши он жабы умиртвися.
* Пруты - саранча, а нарисованы, как будто скорпионы с человеческими головами, на которые надеты короны.
** Аер, латинское слово,- воздух.
*** Фиал - чаша.
Глава четвертаянадесять
Шестый ангелъ трубный глас испущает славно,
Един от рог алтаря глаголаша явно:
"Разреши ангелы в Евфрате четыре,
Да избиют третью часть человек в мире".
И коней, видех в видении, две главы имущих,
Зряще Богослов на них во бронех сущих.
Глава двадесятая
Иоанн, в пустыни духом восхищенный,
Зрит жену и люд, от нея прельщенный,
Юже ношаше зверь, сущ седьмиглавен,
В руку ж ея (сосуд) имущи осквернавен,
Яже пияна бе кровию святых,
Вавилон сущий и мати проклятых.
Иконы интересны по своему сюжету и в иконографическом отношении, но, к сожалению, находились в сырой кладовой под колокольней, вследствие чего сильно пострадали: снизу иконы загнили, краски, левкас и полотно отстали от досок, да и во всех остальных частях икон краски запузырились и отваливаются кусками; вероятно, скоро они совсем погибнут. Обычно в наших каменных церквах на западной стороне трапезы изображали "Страшный суд", а в деревянных помещали икону "Страшного суда". Изображение же "Апокалипсиса", насколько нам известно, редко встречается. Лицевой апокалипсис был распространен большею частью для домашнего чтения. Образ "Второе пришествие" в первый раз упомянут, как было отмечено нами, в писцовых книгах 1623-1625 гг. при описании
придела "Двенадесяти апостолъ" при Воскресенской церкви. Во второй раз упоминается в писцовых книгах 1676-1679 гг. при описании Никольской церкви. И в третий раз - в описи церковного имущества за 1809 г., где сказано, что в трапезе Воскресенского храма "апокалипсис написан на большихъ* досках". Если во всех указанных отметках разумеются одни и те же иконы, то по времени написания они довольно древние. Но едва ли только они дошли до нас в первоначальном своем виде, так как по описи церквей 1769 г., как было замечено выше, в 1765 году все иконы в церквах Никольской и Воскресенской были поновлены.
Если же в первых двух отписках под словом "образ второго Христова пришествия" разумеется икона "Страшного суда", тогда написание икон Апокалипсиса надо отнести не ранее, как к концу XVII века. В это время действительно между иконописцами появились в употреблении, как руководство, так называемые Киевские печатные листы и другие гравюры, а в домашнем быту рукописный лицевой апокалипсис южнорусского происхождения152. Надписи в них под изображениями нередко излагались виршами. Описание изображений, напечатанных в листах, в это время вошло даже в руководство для иконописцев, так называемые иконописные подлинники153. Вероятно, рукописный лицевой апокалипсис южнорусского происхождения XVII века и послужил образцом для написания означенных икон. Судя по надписям, изложенным виршами, и по манере письма на иконах, по нашему мнению, последнее предположение, что иконы написаны не ранее, как в конце XVII века, правильно.