"Спичечная фабрика" в Тотьме существовала с начала 1942 года до конца 1951 года Принадлежала фабрика артели "Красный бондарь". Руководил ею Павел Александрович Лопато. Вспоминает Екатерина Павловна Суханова (Соболева): "Был высоким, коренастым, лет 50-ти, любил тех, кто работал, требовательным и справедливым был, бывало скинет выходные брюки и давай сам лес разгружать". Работали в основном женщины, дети и старухи. Война. Количество работающих на спичечной фабрике составляло не менее 50 человек. Отбора не было. Принимали всех. Рабочий день - с 8 утра до 5 вечера без обеда, выходной день - воскресенье. Режим работы строгий. У каждого рабочего был свой номерок-пропуск.
Вспоминает Лидия Александровна Двойнишникова (Суханинская): "Иногда пойдешь с работы, возьмешь номерок из шкафа, а если утром до 8 часов не успеешь повесить, шкаф закрывается. Смотрели, чьих номерков нет. Каждое опоздание записывалось. 15 минут набралось - судили, садили в тюрьму от 3 месяцев и больше".
Вспоминает Борис Васильевич Осолихин: "У подростков было иначе, 20 минут наберется - лишали 20% заработной платы или принудительные работы". Судимых было 80%.
Зарабатывали очень мало, питались по карточкам - выдавали по 600 граммов хлеба в день на человека. "Но хлеб был тяжелым-тяжелым и невкусным, - вспоминает Анна Павловна Алексеевская (Соболева), - так как добавляли в него картошку и свеклу. Хлеб возила на санях в большом плетеном ящике эвакуированная Мария Белозерова. За хорошую работу иногда Лопато привозил с мясокомбината студень-"дрождуху" в тарах". "Бывало стоим в очередь за "дрождухой", - вспоминает Е.П. Суханова, - Лопато откроет флягу и волосатой своей рукой достанет кость обсосет и обратно положит, охота ли после него есть!"
Людей собирали вместе лишь только на производственные собрания или для обсуждения планов дальнейшей работы и для объявления результатов. За хорошую работу награждали грамотами.
Лес заготовляли работники фабрики, все без исключения, за устьем Царевы, на реках Ковде и Карповице. Вспоминает Л.А. Двойнишникова: "Для каждого изделия свой лес нужен: для бочек - осина, для спичек - ель, сосна. Дерево заготовляли отборное, постукаешь по дереву, если звенит - крепкое, если глухо - пустота и щель в середине. Ведь у каждого дерева свой стук, да посмотришь на сучки: если они табачные, вверх из одного места тянутся - гнилое дерево до сучков".
Вспоминает Б.В. Осолихин: "Бывало, спилишь дерево - гнилое, начнешь по кряжам пилить, только несколько кряжей хорошие. Не всегда удавалось определить хорошее дерево". Лес сплавляли по рекам Песья-Деньга и Сухоне в "гонках". Так назывались клетки, в которые клали лес, иногда они состояли из 4-5 бревен, связывались прутьями. Запань находилась в затоне, оттуда и носили лес пилить на пилораму (первый этаж церкви). Там стояли пиловочный и строгальный станки. Б.В. Осолихин рассказывает: "У церкви, около алтаря, к самой стене, стояла пристройка, где стояла паровая машина. На маховик надевалась ременная передача, она вращалась, давая станкам электрический ток и свет. Работала эта машина на дровах". Бревна пилили на пиловочном станке. Вспоминает А.П. Алексеевская: "Бревна были длинные - 2 метра и более - и тяжелые, силы в руках у меня мало, я животом бревно в станок толкала, а чтобы бревно в пилы попадало, 2 человека, как у колодца, колесо крутят". Сушили доски на первом этаже церкви в алтаре и на улице, складывали клетками. Крыши делали из того же материала и прикрывали. Сушка на улице называлась "сушилка солнцем". Сушили 7-10 дней. Вспоминает Л.А. Двойнишникова: "Старший мастер был Капралов, придет, ухо к доскам приложит, постукает и определит высохла доска или нет".
Сухую доску на пиловочном станке пилили на кубики по размеру гребешков 8x6 см и 4x5 см. Эти кубики пилились на тоненькие пластинки. Такая пластинка называлась "шпонкой". Шпонки носили на 2-й этаж, сушили. Шпонка сушилась 2-3 дня, далее ее набирали в кассеты, то есть железный ящик без дна. Рамка делалась по ширине шпонки. Но набирали так, чтобы шпонку ящик не закрывал, так как. далее шпонка пилилась на станке помимо рамки. Шпонку в рамки набирали плотно и с двух сторон закрепляли чтобы не выпала. Подростки и дети стучали сверху молоточком, ровняя шпонку в кассетах. Рамку с кассетой пропускали через пиловочный станок, где пилы располагались сбоку и между собой имели расстояние. Получались гребешки по 10 зубчиков. Рамку с гребешками обмакивали в противень с фосфором для пропитки, чтобы быстрее загоралось.
О процессе изготовления самих спичек вспоминает Е.П. Суханова: "На противне 50x50 см готовили раствор из селитры, серы, парафина и какого-то песочка, по сколько брали, не помню. В этот раствор макали кассету только головками. Рамки с готовыми спичками сушили в печках на специальных этажерках. Готовые спички ссыпали в плетеные короба, потом старухи и дети упаковывали их в пакеты. Коробков не было. Поэтому делали пакеты из темно-синей бумаги. Бабушки резали бумагу, делали пакеты и надомные рабочие. Размер пакета по размеру гребня. На пакете была "терка" то есть селитра, чиркнут по ней - спичка загорается. В пакет складывали по 5 гребней. В гребне - 10 штук, значит, в пакете 50 штук спичек. Такие спички в народе называли "лопатовскими", или "спички Лопато".
Для пакетов клей варили в будке ниже церкви, у затона. Варили в большом чугунном котле из рогов, копыт разных животных. Привозили с бойни. Клей получался крепким, но работать было невозможно из-за неприятного запаха.
Готовые пакеты со спичками хранили в чуланах под полом на втором этаже. Расстояние было с человеческий рост. Спички горели каждый день, так как. серные головки задевали друг за друга или отерку, и происходило загорание. Однажды тушили под полом месяц, и работали в противогазах. Когда сильно загоралось, начинали разгружать чуланы. Бывало, и воровали. Воровали не часто, так как при выходе стояло два человека - они обыскивали, а третий записывал - где, сколько нашел. Однажды рабочая решила украсть пакетик спичек. Положила в волосы сзади на затылке, спички загорелись, голова долго болела, а другим урок. Домой разрешали брать отходы от спичек, которые сломаны или бракованные. За воровство выгоняли с работы.
Готовые спички увозили в магазины, в ближайшие районы и в Вологду. Увозили на обозах, на лошадях. Иногда бывало, что доедет обоз до затона и загорится.
Селитру, фосфор, парафин и серу привозили из Вологды. Туда ездили на пароходе, а обратно - на плотах, так как на пароход не пускали. Война кругом.
По берегам везде стояли солдаты, приставать к берегу боялись, так и плыли до места. После войны с работы не разрешали увольняться. Закрылась фабрика в конце 1951 года: сначала на сезон, а потом и совсем, так как открылась фабрика в Череповце. Но после войны выживали за счет ее. Станки и все оборудование передали Тотемскому леспромхозу, и люди тоже перешли работать в леспромхоз".
Примечание:
В работе использованы воспоминания Анны Павловны Алексеевской (Соболевой), 1931 года рождения; Л. А. Двойнишниковой (Суханинской), 1921 года рождения; Павлина Сергеевича Осовского, 1932 года рождения; Бориса Васильевича Осолихина, 1928 года рождения; Екатерины Павловны Сухановой (Соболевой), 1928 года рождения.