В 1499 году тотемский тиун (управляющий) Федос Микулин от имени Великого князя Московского Василия III дозволяет крестьянину Нифонту Лихачеву Клементьеву сыну "ставить деревню" и земли под нее выделяет "от устья реки Песьей Деньги вверх по Сухоне до Коровья врага и от устья Песьи Деньги до овинца". Поселенцам пришлось "лес сечь и пожни чистити".
С середины XVI века тотьмичи переезжают с Варниц на высокий берег Сухоны, где строят новый посад, центром которого становится Тотемская крепость-кремль. Зеленская слобода, в то время так не называемая, становится частью нового посада и во всех писцовых книгах вплоть до 1780 года называется Троицкой стороной за Песьей Деньгою (по названию деревянной Троицкой церкви, построенной около 1542 года).
Основным занятием населения Троицкой стороны становится низкооплачиваемая работа на судах. По писцовым книгам 1620 года, в Троицкой стороне отмечены такие занятия населения: "в носовщиках на судах ходят", "судовой ярыжной", "водолив", "промышляет черной работой". Наиболее квалифицированными работниками были "носники", или "носовщики", - речные лоцманы, прекрасно знавшие перекаты, пороги, фарватер реки. Среди наиболее известных лоцманов из Тотьмы в договорных грамотах встречается фамилия Чекалевых, проживающих на Троицкой стороне (по переписи 1747 года). Знамениты были и зеленские лоцманы Угрюмовы, жившие в конце XIX века. Они помнили каждый подводный камень и мель на всем протяжении Сухоны. Эти три брата умело проводили целые караваны судов в опасных порогах Сухоны - Опоках.
С 1768 по 1788 год на Троицкой стороне строится каменная Троицкая церковь "от избытка капитала" тотемского купца Степана Яковлевича Черепанова, удачливого морехода и автора интереснейшего документа 1762 года "Скаска Тотемского купца Степана Черепанова об его пребывании на Алеутских островах". Думаем, не случайно бывший посадский именно здесь ставит каменный храм. По описи прихожан Троицкой церкви 1787 года, в Зеленской слободе проживало 3 семьи Черепановых. Возможно, Степан Черепанов - знаменитый мореход - жил в одной из них.
Среди городов Русского Севера Тотьма была первой по числу мореходов и передовщиков. Под их руководством из Нового света тотьмичами было вывезено пушнины на 1 миллион 760 тысяч рублей - рекордный показатель среди городов России.
Эти успехи были признаны официально. В 1780 году был утвержден герб, а через год - план города Тотьмы, по которому Троицкая сторона за Песьей Деньгою осталась за чертой города и была выделена в подгороднюю слободу и названа Зеленей. С 1781 года это название встречается и в официальных документах и пишется везде "Слободка Зеленя", или "Зеленская слобода".
Название "слобода" указывает на то, что жителям ее были даны какие-то "слободы" - льготы. Быть может, льготы на рыбную ловлю. Сами зеленские рыбаки еще в начале XX века утверждали, что их право на ловлю рыбы на реке Сухоне было закреплено грамотой царя и Великого князя Михаила Федоровича в 1643 году и подтверждено указом Петра I.
Историк-краевед Дмитрий Александрович Григоров относит это предание к числу легенд и первым официальным документом, закрепляющим за эеленскими рыбаками право пользования рыбными ловлями, считает "Положение Комитета Министров", принятое в 1816 году.
В это время, а возможно, и ранее, в Зеленской слободе складываются предания, приметы, особенности жизни и быта, связанные с рыбной ловлей. Их прекрасно описал в рукописи в 1911 году коренной зеленец, учитель двухклассного Стрелецкого училища, а позднее - Зеленской начальной школы - Михаил Викторович Угрюмов: "Как только пронесет лед на Сухоне, рыбаки-зеленцы плывут на своих лодках до излюбленного, богатого рыбой плеса. Ставят три вида сетей: верши, курму, фитиль. Ловят ельцов, щуку, нельму, окуней. С 15 июня начинается лов стерляди. Ловят стерлядь простой рыболовной снастью - самоловами.
Садит стерлядь рыбак в садок и ждет закупщика стерляди. Покупатель - это такой же рыбак-зеленец, доверенный от Санкт-Петербургского купца. Разъезжает этот закупщик по плесам в маленьком дырявом суденышке - "живорыбке", покупает только живую стерлядь". "Рыбаки, Степан Александрович Каплин и Василий Алексеевич Перевязкин еще в начале этого века возили на паузках живую рыбу в Петербург", - вспоминает племянник Перевязкина Николай Николаевич Перевязкин.
Рыбный промысел доставлял зеленцам и содержание, и средства на уплату государственных и городских повинностей "в виде 70-80 копеек в год с души на богадельню, образование, больницу и другие нужды".
Торг рыбой производился на набережной города. А вздумает горожанин купить рыбки в неторговый день - идет на Зеленю. Тут ему доставят какой угодно рыбы и на различную цену. До сих пор сохранился на Зелене купеческий дом, где в начале XX века размещалась рыбная лавка купца Перевязкина.
Таким образом, основное занятие зеленцев - рыбный промысел, способствовал появлению у Зеленской слободы нового неофициального названия - "рыбачья".
События 1917 года изменили привычный уклад жизни зеленцев. Не стало рынка сбыта, так как купцы, закупавшие рыбу для отправки в столицу, прекратили торговлю, закрылась и рыбная лавка на Зелене.
Потомственные рыбаки, не мыслившие свою жизнь без кормилицы-Сухоны, становятся речниками: устраиваются работать на суда в Сухонское речное пароходство, техучасток, сплавконтору. Исследуя "Похозяйственные книги" Зеленской слободы за 1939 год, установили, что 44 человека (а это большинство взрослого населения слободы) работали в пароходстве капитанами, рулевыми, шкиперами, грузчиками, диспетчерами, бакенщиками, мотористами, матросами, сторожами, официантами в столовой, санитарками в амбулатории. Зеленские женщины - Глафира Петровна Каплина и Евгения Феодосьевна Перевязкина - проводили на судах со своими мужьями и детьми не одну навигацию. На Зелене живут несколько династий бакенщиков - Каплины, Леденские, Воропановы, их общий семейный стаж работы бакенщиками - около 300 лет. Трудовой стаж только одного бакенщика Николая Ивановича Марфина - 41 год.
В 1929 году Тотемский уезд был разделен на 4 района. Одновременно шло разделение района на сельсоветы. Николай Николаевич Перевязкин и Петр Полихромович Андреев предполагают, что слободу "приписали к сельской местности" в годы войны. "Похозяйственные книги» доказывают, что она вошла в состав Пятовского сельсовета не позднее 1939 года.
22 июня 1941 года житель Зелени Александр Феодосьевич Мальцев отправился на пароходе на переподготовку в Грязовец. Из Тотьмы провожали с оркестром, Усть-Толшменская пристань встретила слезами. Голосили бабы, провожая на фронт мобилизованных мужей, братьев, сыновей.
Война... Она круто изменила судьбы многих зеленцев. Александр Феодосьевич вместо переподготовки отправляется на Северный флот, на защиту полуострова Рыбачий. От Воронежа до Бренцлау прошел дорогами войны дальномерщик Иван Васильевич Мокроусов. Потерял ногу, на всю жизнь остался инвалидом автоматчик разведроты Лев Николаевич Каплин. Попал в окружение в первые дни войны, прошел через ад немецких концлагерей, вернувшись домой, получил на себя похоронку Пантелеймон Васильевич Перевязкин. "Похозяйственные книги" за 1942 год помогли нам установить имена 85 зеленцев, воевавших на фронте. Не вернулись с полей сражений 36 человек, из них 17 — пропали без вести. В первые же дни войны на оборонные работы мобилизованы и женщины: Вера Алексеевна Каплина - под Грязовец, Глафира Петровна Каплина - под Ленинград. Рыли окопы, противотанковые рвы, голодали, замерзали без обуви и теплой одежды.
Голодали и на Зелене. "Карточек на хлеб не давали, только по двести граммов зерна на человека. Приходилось думать, как прокормить семью. Создали артель", - вспоминает старейшая жительница Зелени Евгения Феодосьевна Перевязкина (1908 года рождения), бригадир артели. - На себе таскали плуг, распахали пустырь (ныне микрорайон Фетиха). Сажали зерновые, картофель, овощи, а урожай делили поровну. Артелью и сенокосили на заливном лугу Песьей Деньги".
С 1941 по 1952 год на Зелене работает новое предприятие - артель "Красный бондарь". Делали спички, бочки, шайки, штакетник, плели корзины. Работали, в основном, женщины, мобилизованные из деревень. Зеленцев было немного, в разные годы - от 3 до 5 человек
Трудно жилось на Зелене и в послевоенное время. Слобода по-прежнему входила в состав Пятовского сельсовета, и жители платили государственный налог. Большинство держали коз и жили тем, что вырастет на огороде. Наконец, в 1955 году вышел Указ Президиума Верховною Совета РСФСР, по которому Зеленская слобода была включена в черту города Тотьмы. Имеется копия плана, где Зеленя показана уже как часть города (акт от 26 декабря 1957 года). Райисполком обращается в облисполком с просьбой о выделении 65 тысяч рублей на строительство магазина на Зелене и 50 тысяч - на благоустройство нового городского района. Магазин был построен и работал до 1996 года. Были ли выделены средства на благоустройство - неизвестно. Валентина Львовна Письменная вспоминает: "Как приписали к городу, горсовет обязал хозяев у каждого дома сделать мостки и скамейку". В 1955 году решением горсовета на Зелене были образованы улицы: Краснофлотская, Набережная, Зеленская, имени Герцена и два переулка: Савинский и Сухонский.
Мы попытались сравнить количество домов на Зелене и число жителей за разные годы:
1) По переписи 1747 года на Троицкой стороне домов - 6, жителей - 9.
2) В 1911 году из рукописи Михаила Угрюмова узнаем, что в Зеленской слободе 90 домов с 500 жителями обоего пола.
3) По данным "Нехозяйственных книг" 1942 года: домов - 107, жителей - 521 человек.
4) По нашей собственной переписи в 1999 году: домов - 101, из них в 73 - 173 жителя. 23 строения занимали дачи.
Таким образом, видно, что наибольшее количество жителей и домов на Зелене было в начале и середине XX века. В среднем, в каждой семье было по 4-5 человек. К концу XX века семья состоит из 2-3 человек. Из 173 жителей 67 - пенсионеры. Зеленя стареет, В 45 домах живут одни пенсионеры. Дети выросли, имеют свои семьи и благоустроенные квартиры в центре города, в родительский дом приходят как на дачу - помочь родителям в огороде и отдохнуть.
В ходе переписи мы выявили несколько династий потомственных рыбаков и речников, чьи предки на протяжении двух, а возможно, и более, столетий жили в Зеленской слободе. Это Перевязкины, Каплины, Марфины, Угрюмовы, Рыбниковы, Чекалевы, Тарасовы, Андреевы, Леденские, Осовские, Мальцевы, Трифоновы.
В фондах краеведческого музея хранится "Копия расписки зеленского мещанина Михаила Марфина" от 1835 года, который "брал из Городской Думы "Жалованную грамоту о рыбной ловле" и возвратил ее безо всякой утраты". Ивану и Василию Марфиным, братьям-бакенщикам, он приходился дедом.
Из поколения в поколение передается в семье Перевязкиных предание: когда летом 1885 года на север приезжал Великий князь Владимир Александрович, их дед - Александр Дмитриевич - во дворе Тотемского общественного клуба изображал рыбака, подъехавшего на лодке, и поднимал "помцу". Сказывают, долго любовался князь этим экспонатом и расспрашивая рыбака о других сетях и их употреблении, а зеленцы поднесли князю драгоценную рыбу - стерлядь.
До сих пор живут на Зелене семьи Тарасовых, быть может, потомки Томилки Тарасова, жившего здесь в 1747 году; две семьи Чекалевых, возможно, потомки известных лоцманов XVII века. Ведут ли они свой род от Ивашки либо от Федки Чекалевых, упоминаемых в той же писцовой книге, точно не известно. Общий прадед этих двух семей, Чекалев Михаил Николаевич (1880 года рождения), всю жизнь ходил на пароходах, был заядлым рыбаком: "лодками рыбу возил" - вспоминает его внук Чекалев Михаил Андреевич.
В 1942 году на Зелене проживали 22 педагога. Это были учителя и воспитатели детских домов. Учительские династии: Людсковы, Трифоновы, Угрюмовы, Каплины. Каплина Фаина Петровна, учитель биологии, первой из учителей города награждена за труд орденом Ленина. С благодарностью вспоминают жители учителей Зеленской начальной школы.
Украшением Зеленской слободы является Троицкая церковь. В 1930-е годы она была закрыта, сняты кресты и купола, разобрана колокольня. "В советское время в ней размещался перевалочный пункт спецпереселенцев, - вспоминает Петр Полихромович Андреев, - затем спичечная фабрика, в 70-е годы - трикотажный цех, химчистка и красильня КБО, в 80-е годы - мастерские порта Тотьма". С 1988 года церковь вновь действует. Устремляются ввысь небесного цвета купола и золоченые кресты, небольшой церковный колокол призывает прихожан к духовному возрождению.
Зеленская слобода отметила 500-летний юбилей своей истории. Какой будет она в XXI веке? Будет это дачный поселок или городской район? Как бы ни сложилась ее дальнейшая судьба, мы не вправе забывать ее историю.
Использованная литература:
1. Книга Памяти Вологодской области: Тотемский район. - Вологда. - 1993.
2. Соболев И.Л. Тотьма. - Архангельск. - 1987.
3. Тотьма: Историко-литературный альманах. - Вып. 1. - Вологда. - 1995.