Официальной датой рождения современной подводной охоты принято считать 1929 год, а первым охотником – американца Гая Гилпатрика. Впрочем, вполне возможно, что он не был самым первым, однако Европа запомнила именно его, и немаловажную роль здесь сыграл масштаб личности этого человека – выдающегося журналиста и популярного писателя, по чьему сценарию в 1943 году в Голливуде будет снят фильм «Война в Северной Атлантике» со звездами первой величины – Хэмфри Богартом и Рэймондом Месси (сам сценарист был номинирован на «Оскара»).
На французском побережье Средиземного моря 33-летний Гилпатрик самостоятельно смастерил водонепроницаемые очки, и открывшийся его взору подводный мир неожиданно навел его на мысль об охоте (рыба в те годы была непуганой и подпускала ныряльщика на расстояние удара копья). Без трофеев Гилпатрик не оставался, и придуманное им развлечение вызвало огромный интерес сначала у его друзей, а затем и у остальных жителей Ривьеры. Через некоторое время Гилпатрик написал о новом виде спорта статью, а в 1938 году вышла его книга «Наставление для ныряльщика». После этого подводная охота стала явлением массовым, благо, за предшествовавшее этому событию десятилетие друзьями и единомышленниками писателя было изобретено все необходимое для охоты снаряжение, успевшее, правда, зачастую пройти весьма любопытный эволюционный путь.
Минимальный набор современного подводного охотника состоит из гарпунного ружья и так называемого комплекта №1 – маски, трубки и ластов. Вопреки расхожему заблуждению, пользоваться при добыче рыбы аквалангом строжайше запрещено во всем цивилизованном мире. Подводная охота – это спорт, а динамит, электроудочки и акваланги – явные атрибуты браконьерства.
Маски
Основное требование, предъявляемое к охотничьей маске, – маленький объем, чтобы охотник тратил как можно меньше драгоценного воздуха на ее поддув (выравнивание давлений снаружи и внутри маски). По этой причине охотничьи маски имеют двухстекольную конструкцию (это также позволяет использовать стекла с диоптриями). Материалом для обтюратора служит силикон, который обладает лучшей по сравнению с резиной эластичностью и не вызывает раздражения на коже ныряльщика. Цвет силикона – камуфляжный или черный, помимо маскировки это предотвращает появление бликов на стекле, а также уменьшает контраст между освещенностью на поверхности водоема и на глубине (это действительно важно – глаза не должны тратить время на адаптацию и утомляться). Пряжки головного ремешка выполняются как можно более компактными и обтекаемыми; зацепы за водоросли и оборванные рыболовные снасти под водой недопустимы.
Ласты
Охотничьи ласты представляют собой резиновую калошу с узкой и длинной полимерной лопастью. Чем лучше физически подготовлен охотник, тем длиннее и жестче его ласты, хотя на мелководье пресных водоемов даже профи не гнушаются обычных коротких ласт для дайвинга (в длинных лопастях можно попросту запутаться).
Резиновая калоша закрытого типа лучше сидит на ноге и четче передает усилие на лопасть, поэтому открытые калоши с ремешками (которые вечно норовят зацепиться за посторонние предметы) у охотников не в чести. Материалом для лопасти служит пластик («бюджетный» вариант), стеклотекстолит (распространен слабо) или многослойный углепластик (карбон), представляющий на данный момент передний край инженерной мысли. Лопасти можно сменить в соответствии со стилем плавания, физической формой или условиями охоты.
Трубки
Дыхательная трубка охотника проста и непритязательна. Никаких клапанов и отсекателей, создающих дополнительное сопротивление дыханию. Главное требование – трубка должна быть выполнена из мягкого и упругого материала, чтобы при обследовании подводных зарослей, морских гротов и завалов из коряг она позволяла просунуть голову в ограниченное пространство (послушно загибалась) и не издавала при ударе лишних звуков, способных напугать рыбу.
Ружья
Один из главных предметов снаряжения подводного охотника – ружье. Принципиальных конструкций подводных ружей сегодня насчитывается около десятка (пневматические, гидропневматические, пружинные, с резиновым боем, вакуумные, пневмовакуумные и т.д.). Но две самые популярные конструкции, используемые 99% охотников во всем мире, – это ружья с резиновыми тягами (арбалеты) и пневматические ружья.
Арбалеты работают по принципу детской рогатки (только очень длинной и мощной), а в пневморужьях гарпун выталкивается сжатым воздухом. В отличие от «наземных» тезок, подводные пневматические ружья не нужно накачивать ни после каждого выстрела, ни после серии: воздух здесь не расходуется, а действует только в качестве пружины между поршнем и цилиндром.
«На вопрос, какой тип ружья лучше, однозначного ответа дать нельзя. Все зависит от конкретных условий – прозрачности воды, величины и повадок рыбы, наличия в водоеме камней, коряг, водорослей. Обычно считается, что арбалеты надежнее в силу простоты конструкции, по этой же причине их легче ремонтировать собственными силами. Длинные арбалеты легче заряжать: уперев рукоятку в грудь, вы просто тянете на себя резиновые тяги до зацепа на гарпуне. Длинное же пневматическое ружье нужно упереть в стопу или икру, а потом, дотянувшись до кончика гарпуна, одной рукой с усилием 20–50 кг дослать гарпун в ствол. У арбалетов почти нет отдачи, передняя часть во время выстрела не подбрасывается, и из них очень удобно целиться, ориентируясь по длинному, тонкому гарпуну, который полностью виден, в отличие от пневматического ружья, где гарпун утоплен в толстом стволе, – объясняет «Популярной механике» Андрей Бобровников, консультант магазина «Батискаф», подводный охотник с 20-летним стажем. – Тем не менее у пневматических ружей существенно выше КПД, то есть при одинаковой длине и одинаковом усилии заряжания они гораздо мощнее арбалетов. Это их свойство крайне полезно при охоте на крупную рыбу в траве, корягах и в мутной воде, где желательно пользоваться как можно более компактными (но в то же время мощными) конструкциями».
И те и другие ружья стреляют стальными гарпунчиками со сменными наконечниками. Профессионалы предпочитают использовать одинарные наконечники, так как многозубы (вилки) обладают бЧльшим весом, повышенным сопротивлением и меньшей пробивной способностью.
Костюм
Гидрокостюмы для охотников, предотвращающие переохлаждение, разительно отличаются от дайверских. Материалом для них также служит неопрен, пористый полимер, содержащий огромное количество крошечных пузырьков азота, работающих как теплоизолятор. Внутренняя поверхность костюма сделана пористой и представляет собой множество мельчайших присосок («открытая пора»), благодаря чему «вторая кожа» ныряльщика предельно плотно прилегает к телу, практически исключая циркуляцию воды – главную причину охлаждения в «мокрых» костюмах. Однако из-за отсутствия плюшевой подкладки костюм сложнее надевать и снимать (он должен плотно обтягивать тело), и охотники часто одеваются «с мылом» – в самом буквальном значении этого слова. Важная деталь охотничьего костюма – накладки на груди и на коленях, в которые можно упереть ружье при заряжании, чтобы оно не соскальзывало и не оставляло синяков. Еще одно отличие от дайверских костюмов – это цвет: охотники используют черные или камуфляжные расцветки в зависимости от обстановки и водоемов.
Важные мелочи
В список дополнительного снаряжения входят подводный нож (помогает выпутаться из забытых или специально оставленных рыболовных снастей); кукан для транспортировки трофеев; катушка с дополнительным запасом линя для вываживания крупной пораженной рыбы; сигнальный буй яркой расцветки, на который устанавливается красный флажок с диагональной белой полосой (международный флаг подводника) для информирования надводных судов о человеке под водой.
Охота
На море рыбу принято разделять на рифовую и пелагическую. У рифовой рыбы ареал обитания ограничен, она живет и кормится в прибрежном шельфе и на каменистых отмелях. Охотясь на нее, ныряльщики, как правило, обследуют скалы и гроты, двигаясь по возможности незаметно вдоль дна, прячась за естественными укрытиями. Задача охотника при этом – сблизиться с рыбой (подкрасться на короткое расстояние) и поразить ее гарпуном.
Пелагическая рыба живет и кормится в толще воды. Она ведет активный образ жизни (зачастую стайный), поэтому, как правило, сильнее своих рифовых сестер. Подкрадываться к ней бессмысленно, на открытом пространстве пелагическая рыба приблизиться к себе не позволит. Единственный способ загарпунить ее – затаиться на дне (крайне редко в толще воды, изображая из себя предмет неодушевленный) и ждать, когда рыба сама проплывет мимо на достаточно близком расстоянии. Такой способ охоты называется залежкой. Профессионалы экстра-класса в состоянии нырять на глубины 30–50 метров и лежать после этого на дне по 2–3 минуты.
Эти принципы в известной степени применимы и для охоты в пресных водоемах – озерах и реках. Охотники либо обследуют прибрежные заросли камыша и завалы коряг, выискивая мелководную (не путать с мелкой) рыбу, либо ныряют поглубже – практикуют залежку. В реках, правда, приходится учитывать направление и скорость течения, которое не только моментально разносит поднятую со дна муть, но и вполне способно отнести ныряльщика в зону, непригодную для всплытия. В силу известных геоклиматических условий более 90% наших соотечественников практикуют добычу рыбы именно в озерах и реках, и это не мешает им демонстрировать вполне достойные результаты на международных турнирах. А уж иным пресноводным трофеям (осетр, сом) позавидует любой охотник южных морей.
По большому счету, для подводной охоты важна не столько добыча, сколько сам принцип первобытного приобщения к природе. И профессионализм охотника, по мнению многих спортсменов, определяется отнюдь не «крутизной» снаряжения и не размерами трофеев – важен лишь опыт спортсмена и глубина понимания.