4 уезда (Белозерский, Кирилловский, Устюженский, Череповецкий) площадью 43793 квадратные версты (12%) находились в Новгородской губернии, а Вытегорский уезд площадью 10027 квадратных верст (3%) входил в состав Олонецкой губернии.
Профессор Ф.К. Арнольд, говоря в книге «Русский лес» о лесных площадях и распределении лесов по уездам, доказывает, что география лесов существенно влияла на их принадлежность к различным видам собственности. В менее лесистой освоенной западной части губернии (бывшая Новгородская) более половины всех лесов (57%) принадлежало частным лицам, тогда как на востоке — только 9%, и 19% в самом северо-западном, Вытегорском, уезде.
Зачастую данные о лесах в то время заносились со слов людей, просто знающих местность, но не делавших каких-либо измерений. Так что приведенные цифры о площадях лесов следует считать приблизительными. По свидетельству очевидцев, к ним зачастую причисляли земли, не занятые лесом, а просто неудобные, закустаренные и пр. Тем не менее это были официально признанные данные о лесах, согласно которым исчислялась площадь лесов по губерниям, уездам и собственникам. В Вологодской губернии 70% площади лесов принадлежало казне, 20% - частным лицам и 10% - крестьянским общинам.
Во всех уездах прослеживалось явное преобладание хвойных лесов, особенно заметное (77%) в Кадниковском и Тотемском уездах.
Лиственные леса по площади заметно уступали хвойным и лишь в Вологодском уезде (43%) занимали значительные территории.
История не сохранила более детальных сведений и качественных характеристик лесов того времени. Отсутствие таких данных существенно затрудняло управление лесами, организацию их охраны и использования.
К концу XIX столетия Россия имела сложившуюся систему лесоуправления и лесное законодательство, по многим позициям находившееся на уровне лесного законодательства передовых западноевропейских стран. Особое место в дореволюционном лесном законодательстве по праву принадлежит Лесоохранительному Закону от 4 апреля 1885 года, утвердившему «Положение о сбережении лесов», неоправданно забытое в послереволюционный период.
Еще в 1826 году была проведена реформа местного лесного управления. Леса в губерниях разделили на лесничества, лесные участки, объезды и обходы. В 1896 году в целях большей управляемости все лесничества, состоящие в ведении губернских управлений государственными имуществами, группировались по районам. Во главе района назначался старший лесничий, выполнявший две функции одновременно: заведовал своим лесничеством и был районным ревизором.
По состоянию на 1 января 1912 года леса Вологодской губернии разделялись на 61 лесничество площадью от 41,7 тыс. десятин (Вологодское лесничество) до 4,1 млн. десятин (Печерское лесничество). Казенные леса губернии разделялись на 303 объезда и 1025 обходов.
Численность лесной охраны в наиболее обжитых частях губернии была довольно большой. Средняя площадь объезда составляла 21,2 тыс. десятин (23,1 тыс. га), а обхода - 5,2 тыс. десятин (5,7 тыс. га), причем в лесничествах Вологодского и Грязовецкого уездов они были по площади значительно меньше.
Показательно в этом отношении сопоставление численности лесной охраны с годом единовременного учета лесного фонда уже в наше время. Так, по состоянию на 1 января 1998 года средняя величина обхода в области составила 6,8 тыс. га, а технического (мастерского) участка - 33,5 тыс. га, т.е. значительно больше, чем 86 лет тому назад. И это несмотря на несопоставимо возросшую интенсивность лесопользования и повышения народнохозяйственного значения лесов.
Начало XX века характеризовалось в России ростом промышленного производства, что повлекло за собой увеличение спроса на древесину как внутри губернии, так и за ее пределами. Цели и задачи ведения лесного хозяйства определялись Положением о Министерстве земледелия и Государственных имуществ, пункт 13 которого гласил: «По заведованию лесной частью министр заботится об охранении и умножении лесов казенных, устройству в них правильного хозяйства и извлечению из оных дохода, а также о сбережении частных лесов и поощрении лесоразведения». Большое значение придавалось доходности лесного хозяйства, в связи с чем в Уставе лесном подчеркивалось, что «все количество лесных материалов, определенное к отпуску, за исключением следующего на удовлетворение отпусков обязательных, продается с торгов».
Инженер-лесоустроитель В. В. Кусков с женой и дочерью. Фото начала 20 в. |
|
1905-1910 гг. В лесах Важского бассейна. Землемер Вельского удельного округа Т. Б. Ракитин с рабочими на лесоустроительных работах |
|
Лесная избушка. Сольвычегодский уезд. Конец ХIХ-начало XX века |
|
|
|
Лесничества выполняли широкий перечень мероприятий по лесному хозяйству: лесокультурные работы, лесоустройство, содержание лесных школ. В этот перечень входили и мелиоративные работы, и тушение лесных пожаров, и изготовление книг и бланков, и многое другое.
Суммы затрат на лесное хозяйство неуклонно росли. Особенно на лесокультурные работы, строительство и на содержание лесной стражи.
Преподаватели Петровской земледельческой и лесной академии, положившие начало экспериментальному лесоводству в России: М.К. Турский, В. Т. Собичевский, Б. Ф. Чиж и Ф. К. Арнольд. 60-е годы 19 в. | Съезд лесопромышленников в г. Вологде. 1909 г. | Форменная одежда чиновников лесного ведомства. 1885 г. |
Такой порядок вносил заинтересованность местных органов власти в доходности лесного хозяйства и стабильности отрасли в целом. С другой стороны, включение земского обложения в состав расходов лесного хозяйства имело и еще одно предназначение, а именно - придание значимости и авторитета лесному хозяйству и его причастности в решении жизненно важных вопросов территории.
Директор Лесного института в С.-Петербурге, вице-директор Лесного департамента, один из руководителей Лесного общества Э. Э. Керн (с 1899 г.) | Заслуженный деятель науки и техники, профессор Ленинградского Лесного института М. М. Орлов | Профессор Г. Ф. Морозов, автор книги "Учение о лесе" |
В дореволюционной России, как видно, к извлечению наивысшего дохода от лесов направлялись усилия не только лесохозяйственной службы. Доходы казны пополнялись за счет многостороннего использования лесных ресурсов.
Воспитанники и преподаватели низшей лесной школы. Начало 20 в. | Группа питомцев Тотемской лесной школы с первым заведующим А. Царевским (в центре) |
Структура доходов от использования лесных ресурсов имела некоторое различие с современной системой. В казну поступали доходы от побочных использований, называемых оброчными статьями. Действовала система взимания с крестьянских общин оброчных статей и лесного налога. Но преобладающими (более 90%) поступлениями в лесной доход оставались суммы от продажи древесины на корню.
Практические работы по геодезии воспитанников низшей лесной школы. 1909 г. | Инспектор лесоустройства А. Н. Царевский (в центре) на ревизии. 1928 г. | Сплав леса на реке Сухоне. 1910 г. |
Знаки различия чиновников Министерства земледелия и государственного имущества (Лесной корпус - в центре). Высочайше утверждены 16 ноября 1904 г. |
Существовавшая система утверждения размера лесных такс позволяла устанавливать высокие цены на древесину. Доля попенной платы в затратах (себестоимости) на заготовку пиловочника составила в России в 1913 году 58% и имела тенденцию к повышению по мере роста спроса на лесоматериалы. Решалось это за счет применения рыночных механизмов при установлении размеров лесных такс. |
|
|