После победы страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Многократно возросла потребность в лесоматериалах и разнообразных видах лесной продукции. Однако лесозаготовительная отрасль в то время практически не располагала резервами для наращивания объемов производства. Не хватало ни людей, ни техники. Поэтому центральными и областными органами власти был взят курс на перевод лесозаготовительной отрасли на постоянные кадры и механизацию основных лесозаготовительных работ.
Для закрепления кадров предусматривалось строительство улучшенного жилья, в том числе индивидуальных домов, а также школ, больниц, клубов, бань в лесных поселках, предоставление земельных участков и выделение денежных ссуд для приобретения домашнего скота в личное хозяйство лесозаготовителей. Этот период стал началом коренной перестройки лесозаготовительной отрасли области.
Начиная с 1946 года наши леспромхозы стали получать электрические пилы ВАКОП и электростанции ПЭС-12, позволявшие приступить к механизации наиболее трудоемких работ в лесу: валки и раскряжевки деревьев.
Коренной перелом в механизации валки начался в 1949 году после поступления в отрасль облегченных электропил консольного типа. Новая пила ЦНИИ-МЭ-К5 весила 9,5 кг и могла обслуживаться одним рабочим. При работе этой пилой вальщики стали заготавливать по 40 - 50 кубометров леса в смену. Так, например, моторист Петр Васильевич Петухов с двумя помощниками из Белоручейского мехлесопункта в зимний сезон 1949 г. ежедневно валил по 45 кубометров леса при норме 20. Выработка на человеко-день составляла 15 кубометров, тогда как при заготовке без применения электропил этот показатель не превышал 4-5 кубометров.
Впервые стали предприниматься попытки механизации подвозки леса с делянок к лесовозным дорогам. Вместо лошадей пробовали использовать тракторы общего значения, но только с 1948 года, после организации серийного производства на Кировском заводе (г. Ленинград) специальных трелевочных тракторов КТ-12, удалось приступить к крупномасштабной механизации подвозки (трелевки) леса.
Всем было понятно: не заменив лошадей машинами и тракторами, невозможно нарастить объемы лесозаготовок. Поэтому уже в первые послевоенные годы на предприятия отрасли стала поступать в значительном количестве различная техника. В первом полугодии 1946 года лесозаготовительные предприятия имели на вооружении 196 тракторов, 131 автомашину, 10 паровозов, 11 мотовозов, 18 электростанций и 76 электропил.
Массовое поступление лесовозной техники потребовало ускоренного строительства специальных дорог для вывозки леса. В этот период широкое распространение стали получать узкоколейные железные дороги, автолежневые и зимние ледяные дороги для вывозки леса машинами и тракторами, а также рационализированные дороги для гужевого транспорта (декавильные, круглолежневые). Создание дорожной сети для освоения лесных массивов постепенно стало переводиться на инженерную основу.
Широкое внедрение новых технических средств сопровождалось коренным совершенствованием технологии и организации труда на лесозаготовках. Для эффективного использования механизмов было осуществлено полное разделение труда по всему комплексу работ. Широкое распространение не только в Вологодской области, но и во всех лесных регионах страны получил разработанный и внедренный в 1948 году вологодским инженером Яковом Васильевичем Котомихиным поточный метод организации производства на лесозаготовках. Этот метод основан на полном разделении труда и внедрении пооперационных норм выработки и расценок.
Применение поточного метода позволило полнее загрузить имеющуюся технику, а также наилучшим способом использовать работников различной квалификации, при этом устранялась обезличка работ и уравнительная система оплаты труда.
Работники лесной отрасли внесли много других принципиально новых предложений по совершенствованию лесозаготовительного производства. Так, в 1949 г. в Северном лесопункте Белоручейского леспромхоза впервые в области была организована вывозка леса по узкоколейной железной дороге хлыстами. Перенос разделки хлыстов из леса на нижний склад позволил более полно и рационально использовать древесное сырье и значительно повысить производительность труда. Позднее по примеру Белоручейского леспромхоза на хлыстовую вывозку леса были переведены все УЖД области.
В зимний сезон 1950 года по инициативе Сергея Николаевича Лукьянчикова, работавшего в то время главным инженером треста «Устюглес», в Кич.-Городецком и Великоустюгском леспромхозах была внедрена трелевка деревьев с кроной. При этом трудоемкая и опасная работа по обрубке, сбору и сжиганию сучьев стала выполняться на обустроенной площадке верхнего склада, что позволило на 20 - 25% сократить численность рабочих на лесосечных работах и заметно снизить себестоимость заготовки леса.
Важным шагом в расширении механизации лесозаготовок и наращивании объемов производства явилось увеличение численности постоянных кадров рабочих и повышение их квалификации. Только за 1946 год численность постоянных рабочих в леспромхозах области выросла более чем наполовину. Однако подавляющее большинство рабочих могло выполнять только ручные работы. Возникла острая необходимость в подготовке кадров механизаторов, владеющих новыми профессиями, - моториста электропилы, электромеханика, тракториста, лебедчика, шофера, машиниста паровоза, крановщика и других.
Большой вклад в подготовку кадров внесли молодые инженеры и техники, пришедшие на производство. Они возглавили курсы и техминимумы. Кроме этого, при лесозаготовительных трестах были созданы курсовые базы. Механизаторские профессии рабочие получали также в школах ФЗО и ремесленных училищах.
Важным средством обучения и повышения квалификации рабочих было наставничество передовиков производства. Так, знатный стахановец, депутат Верховного Совета СССР Федор Сергеевич Мехнецов из Белоручейского леспромхоза обучил высокопроизводительным методам труда более 40 молодых рабочих.
Однако, несмотря на увеличение поставок техники и создание ядра профессиональных кадров, лесозаготовительная отрасль без привлечения сезонной рабочей силы и колхозного гужевого транспорта по-прежнему не могла в полном объеме обеспечить поставку лесной продукции для восстановления и развития народного хозяйства страны. Как и прежде, в основном в принудительном порядке шла мобилизация колхозников и колхозных лошадей в леспромхозы области.
Самоотверженная и напряженная работа в трудные послевоенные годы тысяч лесозаготовителей и колхозников позволила за пять лет нарастить объемы вывозки на 62%, а производство деловой древесины повысить в 2,8 раза и в 1949 году выйти на довоенный уровень. А в 1950 г. валовая продукция лесозаготовительной отрасли превысила на 4% уровень 1940 года.
Основной объем заготовленной древесины поставлялся сплавом. Заметный вклад в совершенствование водного транспорта леса внесли рационализаторы и передовики производства. Например, работник Сухонского пароходства Н.И.Черемисин впервые предложил специальные плашкоуты и баржи-лесовозы, а также плоты типа «Ерш» для взводной буксировки леса.
Необходимо отметить огромную организаторскую роль областных и районных органов власти, руководящих и инженерно-технических работников лесозаготовительных трестов и предприятий, сумевших мобилизовать людей и организовать производительный труд десятков тысяч людей на восстановление лесозаготовительной отрасли, выполнение плановых заданий поставок лесоматериалов народному хозяйству и создание прочной базы для перспективного развития лесозаготовок области. Нельзя не назвать ставшие широко известными имена организаторов, внесших значительный вклад в послевоенное восстановление лесозаготовок: Д.М. Ольховникова, К.А. Ипполитова, А.А. Волоцкого, И.М. Голубева, С.Н. Лукьянчикова, Т.Я. Фрейдина, Н.А. Крюкова, Б.М. Коробова, П.Н. Воробьева, В.В. Канатова, И.П. Москвина.
Обед на делянке
Балластировка узкоколейной железной дороги
Валка леса электропилой ВАКОП
Валка леса электропилой К-5. 1950 г.
Участники семинара по обмену опытом работы в полуторасменном режиме
Крупнопакетная погрузка леса
Погрузка сортиментов тракторным стреловым краном
Крупнопакетная погрузка леса траншейным способом (Бабаевский ЛПХ)
Н.И. Трутнева, раскряжевщица, депутат Вологодского областного Совета народных депутатов в 1955 г. Выработала 302 трудонормы. Тотемский леспромхоз
С.А. Чечулинский, бригадир малой комплексной бригады Камчугского лесопункта, за лебедкой
Г. К. Нетреба, шофер Чуриловского леспромхоза. За хорошую работу присвоено звание «Почетный мастер лесозаготовок» и «Отличник социалистического соревнования РСФСР». 1959 г.