С того случая прошло уже больше месяца, но после некоторых колебаний я всё же решил вам написать. Десятого июня я ехал автобусным маршрутом «Кириллов
- Вологда» (рейс на 11 часов утра). Все пассажиры, как обычно бывает перед посадкой, собрались у передней двери автобуса.
Водитель находился внутри, и так как посадка ещё не началась, пожилая женщина с палочкой обратилась к нему со словами: «Разрешите, я сяду пораньше, чтобы не задерживать всех - я долго захожу». Водитель вышел из автобуса, стал закрывать переднюю дверь и при этом придавил женщине руку со словами:
- Надо их вовремя убирать.
- Но я, к сожалению, не могу сразу разжать руки, спокойно сказала старушка.
Открылась дверь в середине автобуса, и все бросились туда. Стала заходить и старушка с палочкой, но дверь опять стала неожиданно закрываться и придавила её ногу.
Возмущённый поведением водителя, я обратился к контролёру, который проводил посадку, чтоб он назвал фамилию грубияна.
- Не знаю, - ответила она,
- спросите у него самого.
Он тоже не назвал своего имени, сказал - смотрите номер автобуса.
Ехали мы рядом с той пожилой женщиной. На моё возмущение в сторону водителя она спокойно ответила: «Ничего, главное, жива осталась». Может, и правда, ничего?
Женщина живёт где-то на границе Вологодского и Кирилловского районов. «Не знаю, как и добираться буду,
- горевала она. Была остановка рядом с моей деревней, да её при ремонте дороге отодвинули в сторону, а от других остановок далеко добираться - я же инвалид. А не на остановке водитель вряд ли высадит».
Выходя из автобуса, я сказал водителю: «Остановитесь там, где попросит эта старая женщина». Трудно описать, каким взглядом посмотрел на меня этот человек. Остановился ли он там, где мы попросили? Вероятнее всего, нет.
На остановке в Никольском Торжке водитель встречного автобуса обратился к нему по имени, по-моему, назвал его Слава.
Опубликуйте, пожалуйста, моё письмо, доведите до сведения руководства автопредприятия, где работает этот человек.
Николай Николаевич ЛЕОНТЬЕВ, село Липин Бор
* * *
Как считает один из чиновников областного уровня, с точки зрения выполнения водителем должностных инструкций ничего особенного и не произошло. Наоборот, законопослушный работник сделал всё так, как положено, и никаких нареканий со стороны руководства, вроде бы, не заслужил: раньше контролёра никого в салон автобуса не запустил, остановку в неположенном месте не сделал. Но с моральной точки зрения, конечно же, его поведение не подлежит оправданию. Грубо обошёлся со старым человеком, причинил ему боль, и не только душевную. В каждом из нас заложены какие-то этические установки, а в жизни, как ни крути, всегда бывают исключения из правил. А там уж каждый выбирает сам: оставаться ему человеком в какой-либо конкретной ситуации или становиться роботом. И плохое настроение тут не в счёт. Автор письма повёл себя в данной ситуации как настоящий мужчина, чего я никак не могу сказать о водителе. А если бы на месте этой старушки-инвалида была его мать или просто хорошая знакомая? Он также неумолимо стал бы выполнять должностные инструкции, не впустил бы её в салон раньше других и не высадил на пустынной трассе там, где ей удобнее? Сомневаюсь, что он оказался бы Павликом Морозовым. Хотя, нам неизвестно, может быть, человеческие качества водителя всё-таки взяли верх, и он высадил старушку там, где его попросили. Честное слово, очень бы хотелось в это верить - пусть простит меня за это руководство автопредприятия, где он работает.
Тем более, что в нашей стране удивительным образом всё, что положено делать во благо человека, в конечном итоге поворачивается против него. Ну почему, почему мы должны стоять у закрытого автобуса как стадо баранов - хоть под дождём, хоть под палящим солнцем - и тупо ждать прихода контролёра с билетами в зубах, потому что руки заняты багажом. Контролёр этот будет стоять вместо турникета в проходе, и без билетной бумажки ты - букашка. Неужели подобную процедуру по профилактике «зайцев» нельзя сделать потом, когда все разместятся в салоне?
Почему в почте редакции нередки письма о несостыковке в расписании движения пассажирского автотранспорта? Так, в местечке Перя Устюженского района рейсовый автобус с некоторых пор стал уходить до районного центра не ранним утром, а ближе к обеду, когда ни к врачу уже не записаться, ни на какой другой приём.
Почему бывают случаи, когда водители чувствуют себя полноправными хозяевами автобуса и могут терроризировать пассажиров? Помню один рейс из Ча-годы в Вологду. Была осень, и все ехали с клюквой, которая перед остановкой в Череповце у кого-то рассыпалась по всему салону.
- Убирайте, виновные, иначе никого не выпущу в Череповце, - грозно вещал вологодский водитель. Но никто не знал, чья именно эта клюква. Глаз его пал на испуганную студентку, которая держала в ногах картонную коробку с ягодами. Водитель взял её клюкву и положил к себе под сиденье со словами: «Уберёшь в салоне - отдам», хотя коробка была упакована очень хорошо, и никаких намёков на её повреждение не было. Боясь быть ещё раз словесно оплёванной, с красным, как клюква, лицом, студентка решила оставить поклажу у водителя и вышла из автобуса пустой. Водитель сразу же принял умиротворённый вид, и все пассажиры вдруг поняли, зачем ему был нужен этот театр.
Тут не вытерпел молодой мужчина на переднем сиденьи (слава Богу, что такие ещё находятся). Он молча вытащил коробку из-под водителя и вернул её девушке. Тот с воплями бросился из автобуса на вокзал якобы за милицией, но через несколько минут вернулся ни с чем и всю дорогу уже молчал, как сыч.
А что касается нашего письма, то мы, сделав несколько звонков по Вологде и Кириллову, выяснили, что автобус, в котором произошёл описанный инцидент, приписан к Вологодскому ПАТП № 2. Мы выполняем желание автора и доводим до сведения руководства предприятия о произошедшем. Есть что ответить? Пожалуйста!