Неподалеку от Тотьмы, всего в нескольких верстах выше по течению Сухоны, есть три острова: Дедов, Бабий и Внуков. Самый большой из них - Дедов - в разное время привлекал внимание ученых самых разных специальностей -географов, историков, искусствоведов, архитекторов...
Дадим вначале слово географам: «Остров Дедов - самый крупный из встречающихся на Сухоне. Он имеет довольно неправильную, вытянутую по течению форму. Длина острова - 1,5 километра, максимальная ширина - 500 метров. Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, на значительном протяжении имеет обнажения, оползни, обвалы. В обнажениях прослеживаются чередования слоев гравия, галечника и песка разного цвета и механического состава. Это, по всей видимости, древние отложения водно-ледниковых потоков. Вероятно, река в процессе формирования своего русла встретилась с толщей плотных отложений и вынуждена была обтекать их с обеих сторон. Растительность в центральной части острова древесная (ель, сосна, мелколиственные деревья), а по краям и в южной части - луговая с кустарником» - вот краткое, но очень точное описание острова, принадлежащее перу вологодского географа Н.П. Антипова1.
Можно еще добавить, что Дедов остров - единственный на Сухоне, имеющий ненамывное происхождение, поэтому и растительность на нем напоминает настоящую тайгу, в то время как на низких песчаных намывных островах есть лишь луга, кустарники да мелколиственные породы деревьев. Острова эти по весне, заливает водой, а вот Дедову острову весеннее половодье не грозит: высота его над летним уровнем превышает 10 метров!
В верхнем по течению конце Дедова острова стояла каменная Троицкая церковь, заложенная на месте более древних деревянных сооружений Дедовской Троицкой пустыни. Сейчас на острове никто не живет, нет и Троицкой церкви. Тотемский краевед С.М. Зайцев писал о причинах разрушения этого храма следующее: «Первыми были сломаны церкви, расположенные ближе к Сухоне, - требовался кирпич для строительства столицы Северного края - города Архангельска. Прежде всего была разобрана Троице-Сергиевская церковь на Дедове острове, проплывая мимо которого и не подумаешь, что здесь был один из ценнейших памятников» (тотемская газета «Ленинское знамя», 14 февраля 1981 года).
Вместе с церковью были разобраны в начале 30-х годов и береговые укрепления из крупных валунов, чем Сухона не замедлила воспользоваться - берег острова со стороны главного русла реки стал постепенно подмываться, и теперь видны уже остатки фундамента зданий былого христианского религиозного комплекса. Есть еще надежда, что Сухона смыла не все и археологические раскопки помогут разобраться, что же было здесь до православной церкви? Ведь, по словам автора одного русского религиозного поучения «куда же древе погани жряху бесом на горах, туда же ныне церкви стоят златоверхие», а иными словами - там, где в старину язычники поклонялись своим идолам, ныне стоят христианские храмы.
В краеведческой литературе зафиксировано народное предание о происхождении названий трех сухонских островов, опубликовано оно было в середине прошлого века: «Вероятно, замысловатое название этих островов поддерживается странной баснею, которая из отдаленной старины сохранилась еще и доныне каким-то олицетворенным мифом. Когда-то эти острова, простодушно рассказывают туземцы, бежали из Устюга, т.е. дед и бабка с внуком. Наконец, слабый внук выбился из сил и не мог больше плыть; бабушка, увидя это, тоже не захотела далее следовать, тогда и почтенный дед, как бы поневоле принужден был остаться, не желая расстаться с семейством, и вот они, оцепененные, красуются почти на середине широкой Сухоны»2. Если мы вспомним, что в центре древнего Устюга стоял идол Велеса" (см. главу «От Устюжны до Устюга»), одним из народных прозвищ которого могло быть «Дед», и идол этот был свергнут довольно рано первыми христианскими миссионерами, пришедшими скорее всего из Ростова Великого, то становятся ясными мотивы бегства «Деда» с семейством из Устюга в тотемские края, на новгородские земли, где еще язычество не было загнано в угол проповедниками новой веры.
В «Мифологическом словаре» есть статья «Деды», где говорится о том, что «у восточных славян обряд почитания Дедов совершался весной на седьмой день после Пасхи (семуха, радуница или пасха умерших); в жертву покойникам приносилась пища. Пищу в обрядах поминовения и кормления мертвых, связанных с именем Велеса, первоначально также относили на кладбище. Дедов изображали в виде антропоморфных «болванов» с личиной»3.
Бог Велес в мифологии восточных славян, таким образом, кроме скотьего бога выступал и в роли покровителя загробного мира, в противоположность таким «солнечным» божествам, как Перун, Род или Купало. Любопытно, что на Русском Севере еще в прошлом веке крестьяне вырезали из дерева личины на столбах-палках, очень напоминающие славянских языческих идолов. Их обряжали в одежды умерших женщин и мужчин и брали на посиделки. Две такие личины с характерными именами «тетя Аня» и «дедо Саша» хранятся в краеведческом музее Череповца4. Можно предположить, что и на Дедовом острове в глубокой древности было русское языческое кладбище, где был установлен идол Деда - Велеса. У Б.А. Рыбакова приводится пример парных топонимов Бабина гора и Дедов шпиль на Украине, у реки Днепр. Произведенные на них раскопки выявили следы языческого святилища в честь Макоши в первом случае и языческого могильника - во втором5. Богиня урожая, Мать-сыра-Земля, как в былинах именовалась Макошь, в просторечье и могла именоваться Бабой. Из других «кандидатур» на божество женского пола, в честь которого появилось название Бабьего острова на Сухоне, следует назвать еще спутниц Велеса - Волосынь, которых также называли еще Бабами.
Необычайно интересна и перспективна в топонимическом отношении попытка сравнения названий островов Дедов - Бабий - Внуков с извечными сюжетами русских народных сказок, истоки которых в большинстве своем - в славянской языческой мифологии. А.К. Белов, современный исследователь и интерпретатор языческих верований, сообщает в одной из своих работ следующее: «Общественное сознание, обнаруживая соответствие человека той или иной освященной богом категории, причисляло славян то к внукам Ярилы (землепашцы), то к внукам Даждьбога (воины), то к внукам Велеса, стоящего над кудесниками, волхвами и чародеями (т.е. людьми, имевшими связь с потусторонним миром - А.К.). Отголосок традиций этого родства можно обнаружить и в русских народных сказках, где в сакральных образах Деда и Бабки угадываются боги-прародители. В основе сюжета лежит некое похождение внучки или внука (колобок, курочка Ряба, репка), а дети стариков, то есть среднее поколение, всегда отсутствуют. Отсутствие это и объясняется пребыванием их в мире духов (нави), тревожить который своими представлениями о нем славяне не брались»6.
А теперь попробуем разобраться в том, почему православная церковь на Дедовом острове носила название Троицкой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории возникновения небольшого монастыря - Дедовской пустыни. Любопытные сведения о ней на основе архивных документов и более ранних публикаций собрал в начале нашего столетия тотемский краевед Д.А. Григоров7. Он, в частности, сообщает, что в начале XVII века названия островов несколько отличались от современных - Дед, Баба и Внук или Внучек, что подтверждает версию о языческом происхождении данных топонимов. Далее краевед пишет: «Основатель пустыни иеромонах Иона, еще будучи пономарем тотемской Воскресенской градской церкви (переименованной позднее в Успенскую), 6 июля 1670 года приехал на Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу острова, нашел на дереве икону с изображением Пресвятой Троицы, Божьей матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием Радонежским и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн (Ионою он стал после пострижения - А. К.) привез в Тотьму и показал блаженному Андрею Тотемскому юродивому, который был еще жив и с которым пономарь был дружен. Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на Дедовом острове часовню и предсказал, что впоследствии на том же месте возникнет и монашеская обитель». Иоанн-Иона завещание своего друга юродивого исполнил спустя несколько лет - Дедовская Троицкая пустынь возникла в самом конце XVII века при тотемском воеводе Ф. А. Лопухине, отце царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I.
Будущий святой Андрей Тотемский родился, судя по житию8, в 1639 году на Усть-Толшме (сейчас село Красное Маныловского сельсовета Тотемского района), а умер в 1673 году в Тотьме, где и похоронен под спудом в церкви Воскресения Христова на берегу Сухоны. Большую часть своей недолгой жизни Андрей юродствовал, перемещаясь зимой и летом от Устья Толшменского в Тотьму и обратно (в житии это расстояние определяется словами «пятдесят поприщ», что на современных картах соответствует 53 км) по льду или кромкой берега, в зависимости от времени года, но всегда в одной и той же рваной одежде. Дедов остров тоже лежал на пути юродивого и Андрей, без сомнения, посещал его неоднократно. Мог он знать и о языческих по сути своей обрядах на старом островном кладбище, где весной, в Троицкую Субботу, собирались жители окрестных деревень, чтобы помянуть своих предков, своих прародителей, своих дедов-прадедов.
Вероятно, непосредственную связь с происхождением названия Троицкой церкви имеет вот этот отрывок из «Стоглава»: «В Троицкую Субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием. И егда начнут играти скоморохи, гудцы и предгудники, они же, от плача преставше, начнут скакать и плясати и в дол они бити, и песни сатанинские пети, на тех же жальниках, обманщики и мошенники»9.
Подобных «обманщиков и мошенников» и наблюдал на Дедовом острове Андрей. Как православный христианин, он не мог пройти мимо этих «бесовских» игрищ и вполне мог устроить сцену с находкой иконы с помощью своего знакомого пономаря Иоанна. Интересен в связи с этим сюжет упомянутой иконы, где Троица как бы перекрывает языческого Велеса. Божья матерь - Бабу-Макошь, а Петр, Иоанн, Сергий и Иона - «внуков». В целом же на основе приведенных выше фактов выстраивается такой смысловой ряд: на месте языческого святилища на Дедовом острове, возник мужской Троицкий монастырь, неподалеку от Бабьего острова чуть позже, в XVIII веке, возник женский Богородицкий монастырь, ну, а рядом с Внуковым островом, как и следовало ожидать, все было проще -около него возникла деревня Внуково (кстати говоря, единственное селение на правом, или «диком», берегу Сухоны в этом месте), где и жили, естественно, простые крестьяне, не претендовавшие ни на какую божественную участь.
В заключение хотелось бы обратить внимание археологов - а не остались ли еще следы древних захоронений - жальников - на Дедовом острове? Вдруг еще Сухона смыла не все языческое кладбище?
Несомненную связь с языческими верованиями, по нашему мнению, имеет и название единственного крупного на востоке Вологодской области Бабьего озера (см. также в главе «Ивановская горка Кирилла Белозерского» рассказ об аналогичном топониме). Лежит оно в глухом углу современного Бабушкинского района, а в старину относилось к Тотемскому уезду. Из Бабьего озера вытекает речка Озериха - один из истоков большой реки Юза, относящейся к волжскому бассейну.
В писцовой книге 1623 года есть описание «Новой пустыни у Бабьего озера у Галицкого рубежа - 2 кельи, 1 коровей двор, 2 монастырских детеныша...»10 П.А. Колесников, опубликовавший эти сведения, сообщает также, что возник этот монастырек около 1605 года, а крестьяне призваны в него из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Среди деревень была и одноименная озеру «Бабья на речке Озерихе», у истока последней из озера, а поставлено в ней было в начале XVII века 5 дворов.
Спрашивается, зачем на берегу лесного озера, отстоящего на много верст от старожильческих волостей, устраивать пустынь - только ли ради «уединения монашеского»? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно вспомнить о древнем водно-волоковом пути с реки Юза, из бассейна Волги, на реку Городишну, в бассейн Сухоны, ключевой участок которого как раз и находился у Бабьего озера: волок длиной в несколько верст вел прямо к истоку Городишны. Из «Устюжского летописного свода» известно, что в 1453 году «Князь великий Иван» с войском проследовал из Галича на Сухону как раз этим путем11. Скорее всего, указанный водно-волоковой путь русские освоили еще в языческие времена и именно по нему уходили с Волги в тайгу от новой, христианской, веры. А у волока, на берегу лесного озера, основали святилище в честь Бабы-Макоши, от чего затем произошло и название Бабье озеро.
В свою очередь, идеологи православия, обеспокоенные тем, что святилище продолжало посещаться даже во времена Московского Великого княжества, были вынуждены основать там монастырь и заселить местность крестьянами-христианами. Тот, кто в наши дни сумеет добраться до Бабьего озера, сможет лицезреть привычную для советской России картину развалин Никольской церкви (тоже своеобразный топоним-индикатор водно-волоковых путей - вспомним Никольское озеро у Словенского Волока) на месте старинной пустыни и древнего языческого святилища. Новая коммунистическая идеология, так же, как и христианство в свое время, постаралась избавиться от прежних святынь и предрассудков, не думая, что и сама может оказаться тем же...