В верхнем по течению конце Дедова острова стояла каменная Троице-Сергиевская церковь, заложенная на месте более древних сооружений Дедовской Троицкой пустыни. В писцовых книгах Тотемского уезда начала XVII века никакие поселения на Дедовом острове не упоминаются3. Зато в "Экономических примечаниях к Генеральному межеванию Окологородной волости Тотемского уезда", составленных в конце следующего столетия, о Дедовом острове говорится так: "Оной остров положение свое имеет посреди реки Сухоны, на котором прежде состояла Дедова пустыня, а позже приходская церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Сергия Радонежского чудотворца. И около оной церкви ограда каменная, в коих жительство имели той пустыни игумен с братиею, а ныне священник с причетниками. Оную землю обрабатывают церковнослужители и наездом бывают Окологородной волости деревни Выдриной черносошные крестьяне"4.
В списке населенных мест Вологодской губернии, по сведениям 1859 года, можно узнать, что "Дедова пустынь на острове реки Сухоны, 7 верст от Тотьмы, 3 двора, Ъ жителя мужского пола, церковь православная"5.
После революции 1917 года на Дедовом острове вместо "священников с причетниками" поселились коммунары, что и нашло отражение в списке населенных мест Литовского сельсовета Тотемского района Северного края за 1931 год6.
Сейчас на острове никто не живет, нет и Троицкой церкви. Осталось лишь небольшое каменное сооружение хозяйственно-бытового назначения, возведенное в середине XIX века. Тотемский краевед С. М. Зайцев писал о причинах разрушения этого храма следующее: "Первыми были сломаны церкви, расположенные ближе к Сухоне,- требовался кирпич для строительства столицы Северного края - города Архангельска. Прежде всего была разобрана Троице-Сергиевская церковь на Дедове острове (постарались так называемые коммунары-А. К.), проплывая мимо которого и не подумаешь, что здесь был один из ценнейших памятников"7.
В качестве иллюстрации к своей статье С. М. Зайцев использовал старинный снимок церкви на Дедове острове. Фотография эта из фондов Тотемского краеведческого музея дает возможность рассмотреть живописный вид высокого острова с миниатюрным храмом, белеющим на фоне векового леса. Стены Троицкой церкви украшали знаменитые теперь тотемские клейма-картуши.
Помимо фотографий, культурный ландшафт Дедова острова в начале XX века оказался запечатлен еще на произведениях известного тотемского живописца Феодосия Михайловича Вахрушова8, но ни снимки, ни живописные полотна уже не вернут то, что создавалось многими поколениями людей на протяжении нескольких веков.
Вместе с церковью в начале 30-х годов или чуть позднее были разобраны и береговые укрепления из крупных валунов, чем Сухона не замедлила воспользоваться - берег острова со стороны главного русла реки стал постепенно подмываться, и теперь видны лишь жалкие остатки фундамента храма. И если от сооружений недавнего времени на Дедове острове мало что осталось, то, может быть, археологические раскопки помогут разобраться, что же было здесь до православной церкви. А ведь, по словам автора одного средневекового русского религиозного произведения, "куда же древе погани жряху бесом на горах, туда же ныне церкви стоят златоверхие", иными словами - там, где в старину язычники поклонялись своим идолам, ныне стоят православные храмы.
В краеведческой литературе до сих пор как-то не обращалось внимания на происхождение названия Дедова острова, кроме которого ниже по течению, ближе к Тотьме, есть еще и Бабий, и Внуков острова!
Справедливости ради скажу, что несколько лет назад, когда вопрос о возникновении трех островных топонимов меня еще не интересовал, в одной из дореволюционных краеведческих публикаций я встретил указание на заметку в петербургском журнале "Северная пчела" о названиях островов: Дедов, Бабий, Внуков на реке Сухоне. Каюсь, тогда не записал исходных данных ни публикации, ни источника, а вдруг там была зафиксирована какая-нибудь народная легенда о происхождении названий островов? Такая легенда при внимательном современном научном подходе к ней могла бы пролить свет на эту топонимическую загадку.