Тем не менее мне почти ясно, что в основе названий трех островов положены языческие представления славян о группе божеств, главным из которых мог быть "Дед", далее шла "Баба", а в "подчинении" у них были "Внуки". В солидном "Мифологическом словаре" есть статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова под названием "Деды", основанная, правда, главным образом на белорусских и польских материалах. Вот некоторые выдержки из нее, могущие пролить свет на тайну трех тотемских топонимов: "У восточных славян особый обряд почитания Дедов совершался весной, на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших), или осенью. В жертву покойникам приносилась пища. Пищу, как и в других, связанных с именем белеса или Велса славянских обрядах поминовения и кормления мертвых, первоначально относили также на кладбище. Дедов изображали в виде антропоморфных "болванов" с личиной..."9.
Бог Велес в мифологии восточных славян, таким образом, выступал в роли божества загробного мира, в противоположность таким "солнечным" живым божествам, как Род, Сварог или Перун. Любопытно, что на Русском Севере еще в прошлом веке крестьяне вырезали из дерева личины на столбах-палках, очень напоминающие древнеславянских идолов. Их обряжали в одежды умерших женщин и мужчин и брали на посиделки. Две такие личины под именами "тетя Аня" и "дедо Саша" хранятся в краеведческом музее Череповца10.
Можно предположить, что и на Дедове острове в глубокой древности, почти тысячелетие назад (!), было кладбище славян-язычников, только-только начинавших осваивать Заволочье в бассейне реки Сухоны. На этом кладбище мог быть установлен деревянный идол Деда - Белеса. Так как славяне старались не употреблять в устной речи наименования своих богов, то вместо них применялись прозвища - Дед, Баба и другие.
В монографии Б. А. Рыбакова "Язычество Древней Руси" рассказывается о раскопках языческого святилища на Бабиной горе у реки Днепр на Украине. Как выяснилось, оно было посвящено Мокоши, единственной представительнице слабого пола в славянском языческом пантеоне. Это была богиня урожая, Мать-сыра-Земля, олицетворявшая собой все воспроизводящие силы природы. Ее-то, видимо, и называли в просторечье "Бабой"11.
Необычайно интересна и перспективна в топонимическом отношении попытка сравнения названий островов Дедов - Бабий - Внуков с извечными сюжетами русских народных сказок, истоки которых в большинстве своем - в славянской языческой мифологии. А. К. Белов, современный исследователь и интерпретатор язычества, пишет следующее: "Общественное сознание, обнаруживая соответствие человека той или иной освященной богом категории, причисляло славян то к внукам Ярилы (землепашцы), то к Даждьбоговым внукам (воины), то к внукам Белеса, стоящего над кудесниками, волхвами, сказителями и чародеями (т. е. людьми, имевшими связь с потусторонним, подземным миром -А. К.). Отголосок традиции этого родства можно обнаружить и в русских народных сказках, где в сакральных образах Деда и Бабки угадываются боги-прародители. В основе сюжета лежит некое похождение внучки или внука (колобок, курочка Ряба, репка), а дети стариков, то есть среднее поколение, всегда отсутствуют. Отсутствие это и объяснялось пребыванием их в мире духов (нави), тревожить который своими представлениями о нем славяне не брались"12.
Вот такие выводы А. К. Белова потрясающе точно подтверждаются самим фактом существования названий трех сухонских островов близ Тотьмы. Я все же надеюсь когда-нибудь обнаружить ту потерянную публикацию в журнале "Северная пчела" и тогда, отталкиваясь от сюжета, возможно, зафиксированной в ней легенды об этих сказочных островах, поставить заключительную точку в раскрытии тайны их языческого прошлого.
А теперь давайте зададимся вопросом: почему православная церковь на Дедове острове носила название Троицкой? Чтобы ответить на него, надо привлечь некоторые исторические свидетельства об этом острове, наиболее связно, как мне кажется, изложенные в небольшой краеведческой статье И. А. Соболева: "Известный тотемский краевед Попов,