город Тотьма » Тотьма » Острова из сказки

Острова из сказки

Тотьма
автор первой книги о Тотьме, высказал следующее предположение: "...царица Евдокия Федоровна, первая супруга Петра I, перед пострижением в Суздальский монастырь имела несколько времени пребывания в Богородицком женском монастыре". Этот монастырь, располагавшийся напротив города, на правом берегу Сухоны (ныне там находится городское кладбище), был упразднен в 1764 году. Пребывание царицы в Тотьме подтверждает и ряд косвенных данных, связанных с историей Дедовской Троицкой пустыни. Став воеводой на Тотьме, Ф. А. Лопухин (отец царицы-А.К.) избрал своим духовным иеромонаха Иону и повелел ему поставить на Дедове острове часовню. Когда же он решил вести затворническую жизнь, то отдал ему и весь остров. Видимо, Иона был и личным духовником Евдокии Лопухиной, иначе чем же можно объяснить то внимание, которое она оказала этой церкви (Троицкой - А. К.) через 20 лет после пребывания в городе. В 1729 году она прислала в церковь Святой Троицы икону с надписью, а через несколько месяцев от нее в эту церковь были присланы две богослужебные книги, тоже с дарственными надписями"13.

Любопытный смысловой ряд можно выстроить на основе приведенных фактов: Бабий остров - Богородицкий монастырь, а ведь не секрет, что Богородица в православии заменила собой как раз языческую Бабу-Мокошь. Итак, если на месте языческого святилища Велеса на Дедове острове появился православный мужской монастырь-пустынь, а в нескольких верстах от Бабьего острова существовал женский монастырь, то с Внуковым островом, как и следовало ожидать, все было проще - около него возникла деревня Внуково (кстати говоря, единственное селение на правом берегу   Сухоны   в   этом   месте),   где   и   жили   простые   крестьяне,   не претендовавшие ни на какую божественную участь.

В статье И. А. Соболева говорится, что иеромонаха Иону устроить часовню на Дедове острове попросил воевода Федор Авраамович Лопухин. Однако в житии местного святого юродивого Андрея Тотемского14 можно найти иную версию о возникновении православного центра на Дедове острове.

"Повесть   о   житии   юродивого   Андрея   Тотемского",   созданная в  первой  половине  XVIII   века,   рассказывает,  что  будущий  святой родился   в   1639  году   в   селе  Усть-Толшма,   а  умер  в   1673   году   в Тотьме,   где  и  похоронен  под  спудом  в церкви  Воскресения  Христова на берегу Сухоны  (сейчас в этом здании,  мало напоминающем церковь,     расположена    районная    библиотека    им.    Н.    Рубцова). Большую  часть  своей   недолгой   жизни  Андрей  юродствовал,   перемещаясь в поисках милостыни зимой и летом от Устья Толшменского (современное   село   Красное   Маныловского   сельсовета,   а   до   революции    называлось    еще    селом    Благовещенским,    по    приходской церкви)  в Тотьму и обратно,  по льду или кромкой берега,  в зависимости   от   времени   года,   но   всегда   в   одной   и   той   же   рваной одежде.

В житии расстояние между упомянутыми населенными пунктами определяется словами "пятьдесят поприщ", что на современных картах соответствует 53 километрам. Дедов остров тоже лежал на пути юродивого, и Андрей, без сомнения, посещал его неоднократно. Мог он знать и о языческих по сути своей обрядах на старом кладбище, где весной, в Троицкую Субботу собирались жители окрестных деревень.

Как мне кажется, непосредственную связь с происхождением названия Дедова острова и Троицкой церкви на нем имеет вот этот отрывок из "Стоглава" - собрания религиозных правил, составленного при Иване Васильевиче Грозном митрополитом Московским Макарием в 1551 году: "Вопрос 23. В Троицкую Субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием. И егда начнут играти скоморохи, гудцы и предгудники, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сатанинские пети, на тех же жальниках, обманщики и мошенники"15.

Наверное, подобных "обманщиков и мошенников", с точки зрения, конечно, православного христианина Андрея, и наблюдал юродивый неоднократно во время своих странствий по Сухоне. Иначе, зачем бы он стал перед смертью (об этом очень подробно рассказывается в житии) давать тайное поручение пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву, своему другу, об устройстве новой пустыни на Дедовом острове, чтобы словом Божиим отвадить "поганых" язычников с этого места. Чуть позже Иоанн Яковлев   принял   монашеский   обет   и   был   пострижен   под   именем   уже знакомого нам Ионы.

В апреле 1697 года тотемским воеводой стал отец опальной царицы Евдокии Федоровны Ф. А. Лопухин. При нем и была построена на Дедове острове первая деревянная часовня, а Иона, 1 выполняя завещание своего друга, поселился на острове окончательно и стал затворником. С этого времени и наступил, наконец, закат язычества на Дедове острове.

В заключение хотелось бы обратить внимание археологов на Дедов остров - а вдруг еще остались следы жальников, а вдруг еще Сухона смыла не все языческое кладбище?

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация