Любопытный смысловой ряд можно выстроить на основе приведенных фактов: Бабий остров - Богородицкий монастырь, а ведь не секрет, что Богородица в православии заменила собой как раз языческую Бабу-Мокошь. Итак, если на месте языческого святилища Велеса на Дедове острове появился православный мужской монастырь-пустынь, а в нескольких верстах от Бабьего острова существовал женский монастырь, то с Внуковым островом, как и следовало ожидать, все было проще - около него возникла деревня Внуково (кстати говоря, единственное селение на правом берегу Сухоны в этом месте), где и жили простые крестьяне, не претендовавшие ни на какую божественную участь.
В статье И. А. Соболева говорится, что иеромонаха Иону устроить часовню на Дедове острове попросил воевода Федор Авраамович Лопухин. Однако в житии местного святого юродивого Андрея Тотемского14 можно найти иную версию о возникновении православного центра на Дедове острове.
"Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского", созданная в первой половине XVIII века, рассказывает, что будущий святой родился в 1639 году в селе Усть-Толшма, а умер в 1673 году в Тотьме, где и похоронен под спудом в церкви Воскресения Христова на берегу Сухоны (сейчас в этом здании, мало напоминающем церковь, расположена районная библиотека им. Н. Рубцова). Большую часть своей недолгой жизни Андрей юродствовал, перемещаясь в поисках милостыни зимой и летом от Устья Толшменского (современное село Красное Маныловского сельсовета, а до революции называлось еще селом Благовещенским, по приходской церкви) в Тотьму и обратно, по льду или кромкой берега, в зависимости от времени года, но всегда в одной и той же рваной одежде.
В житии расстояние между упомянутыми населенными пунктами определяется словами "пятьдесят поприщ", что на современных картах соответствует 53 километрам. Дедов остров тоже лежал на пути юродивого, и Андрей, без сомнения, посещал его неоднократно. Мог он знать и о языческих по сути своей обрядах на старом кладбище, где весной, в Троицкую Субботу собирались жители окрестных деревень.
Как мне кажется, непосредственную связь с происхождением названия Дедова острова и Троицкой церкви на нем имеет вот этот отрывок из "Стоглава" - собрания религиозных правил, составленного при Иване Васильевиче Грозном митрополитом Московским Макарием в 1551 году: "Вопрос 23. В Троицкую Субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием. И егда начнут играти скоморохи, гудцы и предгудники, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сатанинские пети, на тех же жальниках, обманщики и мошенники"15.
Наверное, подобных "обманщиков и мошенников", с точки зрения, конечно, православного христианина Андрея, и наблюдал юродивый неоднократно во время своих странствий по Сухоне. Иначе, зачем бы он стал перед смертью (об этом очень подробно рассказывается в житии) давать тайное поручение пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву, своему другу, об устройстве новой пустыни на Дедовом острове, чтобы словом Божиим отвадить "поганых" язычников с этого места. Чуть позже Иоанн Яковлев принял монашеский обет и был пострижен под именем уже знакомого нам Ионы.
В апреле 1697 года тотемским воеводой стал отец опальной царицы Евдокии Федоровны Ф. А. Лопухин. При нем и была построена на Дедове острове первая деревянная часовня, а Иона, 1 выполняя завещание своего друга, поселился на острове окончательно и стал затворником. С этого времени и наступил, наконец, закат язычества на Дедове острове.
В заключение хотелось бы обратить внимание археологов на Дедов остров - а вдруг еще остались следы жальников, а вдруг еще Сухона смыла не все языческое кладбище?