3. Имущественная дифференциация жителей Тотемского посада
В писцовых и переписных книгах к первой группе собственно посадского населения Тотьмы относятся "лучшие", "середине", "мо-лодчие" и "худые" люди. Это так называемые "статейные" люди, различавшиеся по своему имущественному положению41. Если в начале века эта группа включала почти всех владельцев дворов и изб на посаде, то с середины XVII в. положение резко изменяется. Так, в 1620 г. число дворов статейных людей (по отношению к дворовладельцам всех групп населения) составляло 175 из общего числа 197 дворов, или 88,8 /о, а в 1688 - только 76 дворов из 292, или всего 26 /о. Ко второй группе собственно посадского населения относились бобыли и нищие. Число дворов и изб бобылей и нищих соответственно составляло 3 из 197, или 1,5%, и 174 из 292, или 60%. Остальные дворы посада - это монастырские и церковного причта; несколько дворов - людей гостиной сотни.
Но не только уменьшалось число дворов всей первой группы посадских людей, вместе с этим шло перераспределение внутри этой группы. Количество самых зажиточных, т. е. "лучших", людей с 7 человек в 1625 г. снижается до 2 человек в 1679 г., а в 1688 г., во время нового описания Тотьмы, никто не выделен в число "лучших" людей. Братья Харламовы, что в 20-30-х гг. были лучшими людьми посада, в начале 40-х годов были взяты в гостиную сотню, часть из "лучших" людей, как Е. Брудачев, не имея наследников по мужской линии, перед смертью раздал имущество своим родственникам и отдал вкладом в монастырь. Последний из самых зажиточных людей посада А. Нератов, потеряв солеваренные промыслы, постригся в монахи, а его сыновья переехали в деревню и стали зажиточными крестьянами. Число "середних" и "молодчих" людей также уменьшается. Если в 1625 г. было 89 дворов этой группы "статейных" людей, или 40,6% к общему числу дворов и изб всех посадских людей, то в 1688 г. только 9 дворовладельцев выделено в группу средних и молодчих людей, что составило только 3,5% к общему числу дворов на посаде. Число "худых" людей также уменьшилось почти в 2 раза.
Бесспорно, что писцы, проводившие описания и переписи То-темского посада в период с 1619 по 1688 г., пользовались различными критериями при определении имущественного положения жителей, и это нужно учитывать. Но вряд ли допустимо отнести такие огромные изменения в имущественном положении жителей только за счет отсутствия единообразия в деятельности писцов и переписчиков. И когда мы начинаем детально изучать жизнь и деятельность каждого посадского человека, то обнаруживается ряд причин, влиявших на возрастание количества малоимущих людей.
Подробнее необходимо остановиться на характеристике второй группы посадского населения - бобылей и нищих. Бобыли подразделялись на имеющих свои дворы или избы и на бобылей-подворни-ков и подсуседников. Это очень подвижная и неустойчивая группа посада. В 1619/20 г., по дозорной книге, числилось только 3 бо-быльских двора. Владельца одного из них в 1625 г. уже нет в писцовой книге, у другого осталась жена-бобылка, которая в 1629 г. "сбрела" с детьми, а третий бобыль и его дети и внуки до конца века числились уже не бобылями, а в числе посадских "худых" людей (только один его сын в 1646 г. - в бобылях). Из писцовой книги 1623/25 г. известно, что 17 бобылей жили в своих 16 дворах, а 51 человек - в чужих. Из них 23 человека "кормятся у варниц работою, а живут в окологородных деревнях в подсуседниках, а с того своего промысла платили подати в посад и со 133 года положен на них бобыльской оброк", 28 человек жило на дворах у посадских людей.
Большинство бобылей - дворовладельцев по происхождению - из посадских людей, но в 1619 г. где-то отсутствовавших (из них у 6 были дворища на посаде); писец так и помечает: "живет на отчине земле", "владеет по старине". Неизвестно, были ли они и ранее бобылями или стали таковыми по возвращении. Из 17 бобы-лей-дворовладельцев 14 человек вскоре разбрелись неизвестно куда. Бобыли-подворники, проживавшие на посаде и в окологородных деревнях, в основном все приходцы из волостей уезда, а также 1 калужанин, 1 устюжанин, 1 важанин, 1 кокшар, 1 корелянин. Только два из них и позже числятся в числе посадских бобылей, а все остальные ушли с посада неизвестно куда.
При переписи 1646 г. на посаде оказалось 137 дворов да 3 избы бобыльских, что составило 58,1% к общему числу дворов и изб. Кроме этого, было 38 бобылей-подворников. По материалам К. Н. Сербиной, в Тихвине число бобылей возрастало количественно, но уменьшалось в процентном отношении, а здесь абсолютный и относительный рост. О происхождении 140 бобылей-дворовладельцев известно, что из них 47 человек были в 1619/20 г. полнотяглыми "худыми" людьми и к 1646 г. по разным причинам оказались в бобылях, из них часть вдов; 3 человека и в 1619 г. были бобылями; 89 человек - из числа пришельцев, а также дети и братья посадских людей, выделившиеся из полнотяглых дворов. Точно выяснить, откуда пришли эти бобыли, не удалось. Здесь есть и вологжанин Василий Семенов, живущий в Тотьме 14 лет, здесь и крестьянин из д. Черепановой Исак Двойнишников, который в 1643 г. продал там свое повытье и в 1645 г. купил двор на посаде (профессия его - дровосек и судовый ярыжка). Но большинство из них - судовые ярыжные и варничные работные люди, есть 1 пастух, 1 сапожник, 2 кузнеца.