***
Общие сведения о движении дворов и людского состава на посаде XVII в. даны в таблицах (см. приложение 1 и 2). Таблицы составлены по данным дозорных, писцовых и переписных книг. Прежде чем перейти к рассмотрению данных этих таблиц, несколько слов о работе над ними. М. М. Богословский берет итоговые данные книг, но использует для своих выводов главным образом сведения о количестве дворов собственно "статейных" полнотяглых посадских людей. Даже в тех случаях, когда в его сводных таблицах по некоторым городам дано также число бобыльских дворов и число изб различных групп посадского населения, даже в таких случаях при подсчетах он эти дворы и избы игнорирует. Таким именно образом он определяет рост или упадок городов. Исходя из этого, он высчитывает удельный вес населения поморских городов по отношению ко всему населению или, вернее, отношение посадского населения к уездному24.
В данном случае мы не ставим целью принизить важность огромного труда, проделанного исследователем Поморья. Но когда ставится задача изучить социально-экономическую историю городов, то нельзя игнорировать ни одной группы населения, тем более посадской бедноты. Разве посадский человек, по первой переписи имевший двор и живший работой у варниц, не должен нами учитываться, если при второй переписи он потерял двор, живет в избе, но продолжает работать в солеваренном или каком-либо другом промысле? По писцовой книге 1688 г., в Тотьме числится только 76 дворов "статейных" людей, но зато в городе есть еще 181 двор, в котором живут разные категории посадских людей. Если изучать жизнь городов XVII в. по формальным данным о количестве только одной какой-то социальной группы населения, то мы получим довольно искаженное представление о городах и их населении.
Если мы будем брать дворы и избы всех посадских людей, то мы получим следующие общие данные о движении населения на посаде в XVII в. В 1625 г. по отношению к 1620 г. - прирост на 41 двор, или на 14,1%; в 1646 г. по отношению к 1625 г. - на 20 дворов, или на 8,3%; в 1679 г. по отношению к 1646 г. - на 94 владельца дворами и избами, или на 28%; в 1688 г. по отношению к 1679 г. - уменьшение на 23%. Общее отношение между 1620 и 1688 гг. дает прирост на 79 дворов и изб, или на 30,7%.
Как видно из этих подсчетов, до 70-х годов XVII в. идет рост населения Тотемского посада. В эти годы развивались солеваренные промыслы, а политика "строения" посадов сказалась и в Тотьме, где к посаду в 1649 г. были приписаны как солевары из уезда, так и 4 слободки работных людей монастырских промыслов. С 80-х гг. происходит большое уменьшение населения. К этому времени посторонние посаду торгово-промышленные люди и монастыри захватили полностью в свои руки солеваренные промыслы, что усилило процесс обнищания посадских людей. Перепись посада в 70-х гг. и налоговая реформа 1679 г. способствовали еще большему разорению людей и уходу их из города. Только примерно к 20-м гг. XVIII в. посад несколько оправился. Общая политика правительства Петра I, направленная на поощрение и дальнейшее развитие торговли, не могла не отразиться и на торговой деятельности тотемских купцов, а соляной промысел только самой Тотьмы без Леденгского усолья ежегодно до конца XVIII в. давал не менее 40 тыс. пуд. соли25. Рассмотрим движение посадского населения по отдельным периодам.
С 1620 по 1625 г. формально число всех посадских дворов увеличилось на 41 (в 1620 г. было 178 дворов, из них 37 - в остроге; в 1625 г. было 219 дворов, из них 4 - в остроге.) Но если проследить судьбу каждого дворовладельца (как тех, кто жил на посаде в 1620 г., так и тех, кто за это короткое время выбыл или появился в качестве нового тяглеца), то мы обнаружим более сложные изменения. Из числа старых 178 посадских людей не стало 41 человека. Зато появилось 82 новых дворовладельца, которых ранее не было. Значит, изменения затронули 123 человека, владельца посадских дворов.
Куда делись, откуда появились новые люди за эти 5 лет?
Совершенно потерялись следы 30 дворовладельцев, видимо, они разбрелись от скудости, продав свои дворы. Так, "молодший" человек Николай Харчевник, в 1625 г. уже не числится на посаде, а его двором по купчим владеет Леонтий Кусков26. Большинство из этих 30 человек в 1619 г. числилось "худыми" людьми, судовыми ярыжками и варничными работниками. Известно, что из числа новых посадских людей 33 двора поставлены сыновьями и братьями, выделившимися из семьи. 9 дворов тоже за разными посадскими людьми, за которыми в 1619 г. числились на посаде дворища, но их самих не было (бродили в разных городах, жили в наймах и т. д.). 3 двора числятся за уездными крестьянами, 1 двор крестьянина Око-логородной волости приписан к посаду, поскольку он стоял издавна на посадской земле, 1 двор поставлен бывшим бобылем-подворни-ком, 1 двор бывшего монастырского бобыля, сейчас перешедшего в посадские тяглецы. Происхождение остальных 34 дворовладельцев не удалось выяснить. Известно лишь, что из них 19 человек - судовые ярыжные и варничные работники, 4 портных, 2 кузнеца, 1 плотник, 2 рыболова, 2 хлебника, 4 торговца. В большинстве это малоимущий работный люд.
Все это дает основание сделать вывод, что население посада в 20-х гг. увеличилось в первую очередь за счет возвращавшихся на посад бывших тяглецов и за счет выделявшихся членов семьи.