Основным материалом исследования являются экспедиционные записи, сделанные нами в ходе совместной экспедиции в Тотемский район в июле 2000 года. В ней приняли участие Школа традиционной народной культуры города Вологды и фольклорно-этнографическая студия "Матица" города Череповца.
Драка, как своего рода силовое противоборство среди мужского населения, была важной чертой традиционной культуры, придававшей специфическую окраску многим народным праздникам и гуляньям. Она была причиной возникновения многих своеобразных форм мужского поведения и являлась важным механизмом, регулирующим взаимоотношения молодежных групп.
Драки обычно проходили по престольным праздникам и являлись кульминацией всего праздничного гулянья. Причем, как нам рассказывали, гулянье переходило в драку нередко естественным образом, как бы само собой.
Чаще всего в драках участвовали молодые парни, которым могли помогать мужики или девки. Роль девок в драке заключалась в том, что они подносили в переднике камни, наблюдали за дракой и "вытаскивали" из нее своих кавалеров.
Группу парней обычно возглавлял атаман, которого они сами выбирали. Атаман должен был быть рослым, красивым, задиристым и справедливым. Иногда роль заводилы выполнял гармонист. Сигналом к драке мог служить и жест одного из парней: он поворачивал козырек кепки назад.
По информации респондентов, драка могла возникнуть по разным причинам:
- "из-за девок";
- "на гулянье просили гармониста поиграть, а он отказывал";
- "пляшут, да рукавом друг дружку заденут";
- "один пляшет, а другому не дают";
- "шли рядами, гармонист в центре, ребята
рядом. Кто-то пляшет впереди. Навстречу два таких же ряда, и если что-то не нравится, будет драка";
- "дрались для развлечения";
- "не из-за чего, а по пьяному делу". Рьяных задир и пьяных (что было редкостью) сажали в амбар.
В драке могли использовать:
- колья, которые выламывались из изгороди;
- гири весом 200, 400, 500 и 800 граммов (гиря была привязана у локтя резинкой или супонью; в таком случае в драке не надо было искать камни, просто гирю выкидывали и били ею);
- железные бляхи;
- железные "тростки".
Парни 1908-1910 годов рождения, когда шли на драку, брали с собой кованые железные "тростки", у которых один конец был загнут, а другой заточен (заострен). Ее втыкали в щель, находящуюся в полу, и вокруг нее плясали.
Мотив драки находил отражение в текстах частушек, например:
Атаман, играй под драку, веселее начинать.
Не такие наши головы - с гулянок убегать.
Дроля сделаешь измену, не отделаешься вдруг.
Тросткой медною, витою исхлещу до самых рук.
Также существовал целый блок приемов и способов защиты в драке. До убийства доходило редко. Хотя существовали приемы, с помощью которых можно было убить соперника.
Драка заканчивалась в том случае, если в нее "встревала" девка. После драки все расходились, часа через два "затейники" мирились до следующего праздника. Процесс мирения проходил, когда пили "мировую", которую обычно выставляла слабая сторона.
Анализируя собранные в экспедиции материалы, мы пришли к выводу, что традицию драк, зафиксированную нами в исследуемой местности, можно отнести к обрядовому элементу, так как:
- довольно четко прослеживается структура драки (есть зачин, непосредственно само столкновение, бой, развязка - конец драки и "мировая");
- довольно четко определяется время драки (престольные праздники);
- драки носят систематический характер (сопровождают каждый большой праздник);
- явно прослеживается противостояние своих и чужих;
- драки носят массовый, коллективный характер (сходятся "стенка на стенку", "деревня на деревню");
- наличие специальных гармонных наигрышей и специальных для такого случая текстов частушек, также подтверждающих версию о драках как о традиционной системе ритуальных боев.
Приложение:
Список респондентов
Середский с/совет
Деревня Антушева Гора:
Опалихина Лидия Евлампьевна, 1927 г. р. (род. - д. Петрищева Гора).
Деревня Концевская:
Дегунов Владимир Николаевич.
Деревня Пелевиха:
Петергин Иван Иванович, 1923 г. р. (род. - д. Большая Великодворская);
Петергина Нина Васильевна, 1925 г. р. (род. - д. Большая Великодворская).
Деревня Середская:
Пахнин Константин Евлампиевич, 1915 г. р.
Мосеевский с/совет
Деревня Великий Двор:
Брагин Василий Васильевич, 1930 г. р.;
Попов П.Н. 1926, г. р.;
Попова Людмила Ефграфовна, 1928 г. р. (род. - Кировская обл.);
Фейшина Нина Васильевна, 1927 г. р.
Деревня Кожинская:
Сабуров Николай Николаевич, 1932 г. р.
Деревня Кондратьевская:
Брагина Галина Петровна, 1933 г. р. (род. - д. Максимиха, Заборский с/с Тарногского р-на)
Деревня Пустошь:
Баландин Николай Платонович, 1929 г. р.;
Баландина Надежда Михайловна, 1928 г. р. (род. - д. Гавшино).
Деревня Филяково:
Красавина Павла Ивановна, 1928 г. р.;
Ярославцев Алексей Иванович, 1936 г. р. (род. - д. Мосеево).
Заозерский с/совет
Деревня Данилов Починок:
Харинский Николай Клавдиевич, 1929 г. р.
Деревня Никитин Починок:
Дуров Борис Андреевич, 1933 г. р.;
Дуров Иван Иванович, 1918 г. р.;
Дуров Иван Федорович, 1925 г. р.;
Дурова Еврания Алексеевна, 1938 г. р. (род. - Сибирский с/с Верховажского р-на);
Дурова Мария Павловна, 1921 г. р.;
Дурова Юлия Ильинична, 1927 г. р. (род. - с. Кичменский городок, Трофимовский с/с).