Есть в четырех километрах на северо-запад от поселка Камчуга Тотемского района живописное место под названием Налимово, где нынче располагаются сенокосы камчужан. До начала 1930-х годов здесь тоже были сенокосы, которые принадлежали крестьянину из деревни Лобанихи Николаю Николаевичу Федотовскому, по прозвищу Налим, откуда и пошло название.
В середине 1930-х годов на левом берегу Сухоны был создан Камчугский лесопункт. В 1937 году на налимовских сенокосах был размещен лагерь осужденных на небольшие сроки - от 3 до 5 лет. Место обнесли колючей проволокой, заранее было построено три барака. Мало что известно о жизни заключенных. Те люди, которые с ними работали, умерли или уехали, остались воспоминания тех очевидцев, которые тогда были подростками.
Воспоминания Василия Александровича Некрасова: "Нам было любопытно, и мы переплывали реку, чтобы посмотреть на заключенных, которые занимались изготовлением плотов для сплава. Иногда угощали домашними пирогами, но конвоиры нас прогоняли. Работали хорошо, а хороших работников всегда ценили".
Воспоминания Надежды Акимовны Кукановой: "Мы мало что знали о лагере. Все было обнесено колючей проволокой, стояли таблички - "Запретная зона". Никого туда не пускали, да особо туда никто и не стремился. Находилось в лагере около 150 человек. Просуществовал он года два-три. Часть заключенных отбыла свои сроки, часть была переведена в другие места".
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Германия напала на Польшу. 17 сентября 1939 года Советский Союз выступил против Польши. Тысячи польских солдат и офицеров оказались в советском плену. Большая часть пленных была интернирована в Сибирь, другие же мелкими партиями были разбросаны по всей стране. Такая партия, в основном офицеры и их семьи, попала к началу 1940 года и в Налимов Ручей. Женщин и детей большей частью разместили по квартирам в деревне и поселке Камчуга. Приехали с тем, что успели захватить о собой. Были даже велосипеды, лыжи, патефоны, что было здесь в диковинку. Многим это казалось богатством. Мальчики бегали слушать патефон, с удивлением смотрели на наряды. Со временем все интернированные были переведены, но участок продолжал жить.
На зиму в Налимов Ручей съезжались сезонные рабочие на заготовку леса. Это были жители Медведева, Леваша, Коченьги. Присылались люди даже из Ярославля и Чувашии. Жили в бараках, многие квартировались в Камчуге, так как расстояние невелико - всего четыре километра. Были в Налимовом Ручье и постоянные рабочие, которые трудились там летом и зимой.
Воспоминания Клавдии Егоровны Копосовой: "Я приехала на Налимово в 1940 году. В бараке мне выделили комнату. С рассветом выходили на работу, лес валили сортовками - двуручными пилами. Работали без выходных. Лес вывозили на лошадях на эстакаду, а потом на берег Сухоны. Мне первой дали пилу-лучковку. Было трудно, хлеба давали по 600 гр. Когда получали получку, из бригады посылали человека в Пельшму за мукой. В поселок переехала после войны".
После окончания Великой Отечественной войны в Налимовом Ручье некоторое время находились репатриированные, то есть возвращенные на родину, немцы. Сюда их привезли в 1945 году. На 7 июня 1946 года в тотемском леспромхозе было зарегистрировано 224 семьи (774 человека), из них в Камчугском лесопункте было 23 семьи (70 человек, из них трудоспособных - 36, остальные - старики, женщины, дети, инвалиды). Родиной большинства из них была Одесская область, некоторые родились в Польше.
В 1950-х годах Налимово снова опустело, теперь навсегда. Обвалились колодцы, сгнили тротуары, заросли травой грядки. Бараки получше перевезли в Нореньгу и Камчугу. Будто и не было здесь жизни, не прошли чередой исковерканные судьбы. Разве что трава в некоторых местах отличается - здесь стояли дома. Также можно найти и колодец. Не стало еще одного населенного пункта, как тысячи других по России...