Кроме того, в этих книгах при описании городской Воскресенской церкви сказано: "да в келье ж на церковной земле живет соборной поп Иван Яковлев с сыном Ивашком", а в перечислении причта Собора показано: "да поп Иван Яковлев"
214. Даже в писцовых книгах 1687-1688 гг. Дедовская пустынь тоже не упоминается. Из сопоставления же различных мест названных писцовых книг 1687-1688 гг. видно, что весь Дедов остров во время этих переписей находился еще во владении частных лиц: крестьян деревни Выдрина, посадских лиц и причта Троицкой (Зеленской) церкви. Так, в писцовой книге уезда сказано: "дер. Пудово, Выдрино тож, ...сена в полях и на Дедове острову 30 копен
215; в книге города и уезда: "да у него ж (Каплина) сенной покос на реке на Сухоне на Дедове острову, на верхнем конце (т. е. там, где построена Дедовская пустынь); сена 15 копен... Сенным покосом (владеет) от Марьицы Пантелеевской жены Кикина"; в другом месте: "двор вдовы архангельского попа Ивана Захарьева... у нее ж сенной покос на Дедове острове, смежно с нижнего конца с Троицкими (сенокосами), что бывали Сенки да Алешки Кикиных" и, наконец, в третьем месте: "а церковныя земли (Троицкой церкви) ...сена на острову Дедове 24 копны..."
216. Кроме того, в последних книгах при описании келий городской Воскресенской церкви сказано: "да келья пуста, что жил поп Иван, и ныне он постригся и служит в Пречистенском монастыре (за рекой Сухоной)"
217. Из приведенных справок, таким образом, видно, что в Истории Российской Иерархии допущена ошибка: в писцовых книгах 1677-1678 гг. Дедовская пустынь не записана, а потому и версию, что она была основана в 1670-88 годах, следует отбросить. Остается допустить первую версию автора Истории Российской Иерархии, что она основана во время воеводства Ф. А. Лопухина в г. Тотьме (в 1697-1699 гг.), что и подтверждается уцелевшими документами Дедовской пустыни. Дела и документы, как видно из Описания Суморина монастыря, Л. И. (изд. М., 1850 г., стр. 59), хранились в нем, но, к сожалению, монастырский архив содержался далеко не в должном порядке, и разыскать документы Дедовской пустыни долгое время не удавалось. И только случайно при установке архива, после пожара в 1917 г., дела были найдены и выделены, но, вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, воспользоваться ими пришлось на несколько часов. В числе найденных бумаг оказались: 1) книга в переплете, с надписью: "Дела, относящиеся к истории Дедовской Троицкой пустыни, собраны архимандритом Нафанаилом 1847 г. 25 фев., 2) две описи, 1802 г. 13 окт. и 1842 г. 11 июля, церквей и имущества уже упраздненной Дедовской пустыни, 3) два описания и истории пустыни и несколько других бумаг
218. Из упомянутых описаний пустыни первое озаглавлено: "Описание основания Троицкой пустыни на острове Дедове, что на реке Сухоне, близь града Тотьмы". Рукопись в 4-ю долю листа, писана, по-видимому, в начале XIX века плохим церковнославянским шрифтом. Когда и кем было составлено это описание, никаких указаний не найдено. В главной своей части оно содержит рассказ об обретении пономарем Иваном Яковлевым иконы на Дедовом острове, во всем согласный с вышеприведенным рассказом из Истории Российской Иерархии, но в изложении биографических сведений о пономаре и обстоятельстве основания самой пустыни в нем содержатся такие исторические данные, которых в других описаниях нет и которые, по большей части, подтверждаются другими историческими актами или согласны с ними. Это обстоятельство, а также отчасти и язык изложения дают основание предполагать, что все это описание списано с более древнего списка. Второе описание имеет заглавие: "Церковно-историческое и статистическое описание Дедовской Троицкой заштатной пустыни. С дозволения настоятеля послушник Спасо-Суморина монастыря Арсений Вешняков". Тетрадь в два листа, в пол-листа, написана четкою скорописью на бумаге XIX в., фабрики Аристархова, № 5, с подстрочными примечаниями. В конце описания автор отмечает: "Источники сего описания указы и грамоты самой Дедовской пустыни и Истории Российской Иерархии". В тексте действительно сделаны ссылки на эти источники. Изложено описание довольно литературным языком и с небольшими поправками вполне годилось бы для печати. Непонятно, почему своевременно Суморин монастырь не издал это описание, а предпочитал печатать составленное П. Савваитовым и содержащее данные, не согласные с подлинными актами. При изложении следующей истории Дедовской пустыни мы пользовались этими описаниями, дополняя и исправляя их на основании подлинных документов пустыни и других письменных актов.
Пожаловаться на статью