Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Дедовская Троицкая пустынь

Дедовская Троицкая пустынь

История
4 436
0
В сентябре 1705 г. Иона послал просьбу преосвященному Иосифу о разрешении освятить новопостроенную церковь. В том же месяце (число не указано) и последовала от архиепископа разрешительная грамота, адресованная "Тотьмы города Дедовской пустыни Живоначальныя Троицы и преп. Сергия Радонежскаго игумену Ионе с братиею на челобитье 1705 г. сект., "об освящении деревянной церкви во имя преп. Сергия, Радонежск. чуд."235. Церковь была освящена, как пишет автор "Описания основания пустыни", "1706 г. мая в 14 день на память муч. Исидора". К освящению церкви "болярин Федор Абрамович присла святыя иконы с подписанием имени своего", которые и были принесены в пустынь с крестным ходом архимандритом Суморина монастыря Парменом . Основание и первое устройство Дедовской пустыни, таким образом, следует отнести к 1698-1706 годам.

Долго ли игумен Иона управлял своей пустынью и когда скончался, неизвестно. Погребен Иона в ограде Дедовской пустыни, где могилу его указывают и по настоящее время. В 1710-1715 гг., едва ли еще не при жизни Ионы, в пустыне была построена, с разрешения архиепископа Иосифа, как пишет А. Вешняков, вторая деревянная теплая церковь во имя Всех святых, но осталась неосвященною. В 1715 году, по предписанию того же архиепископа Иосифа, Дедовская пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю, но затем, "чрез 12 лет, вследствии Высочаишаго указа, ей была возвращена независимость" Настоятелем пустыни в это время был назначен строитель иеромонах Исайя. В 1730-м году 11 июля грамотою преосвященного Лаврентия, еп. Устюжского и Тотемского (был с 1727 г. по 1731 г.), на прошение иеромонаха Исайи с братией, в коем писано: "В прошлых де годах, по благословению преосвящ. Иосифа, на Дедовской пустыне была построена деревянная теплая церковь во имя Всех святых, токмо не освящена, и когда оная пустыня была приписана того же Тотьмы города к Спасскому Суморину монастырю, и в то де время, по указу преосвящ. Боголепа (был с 1719 г. по 1726 г.), онаго Суморина монастыря игуменом Львом из упомянутой Дедовской пустыни та новопостроенная церковь продана, и ныне де во оной пустыне вместо помянутой церкви построить деревянную теплую во имя Покрова Пресв. Богородицы",- последовало разрешение238. Покровская церковь была освящена уже при следующем строителе иеромонахе Исмаиле в 1732 году239.

В 1747 г. при строителе иеромонахе Досифее вместо обветшалой Сергиевской церкви разрешено было построить новую деревянную в то же наименование, которая и была освящена в 1754 году при строителе иеромонахе Савватии240. Савватий был последним самостоятельным настоятелем Дедовской пустыни. При нем с разрешения в 1762 г. 2 июня, была построена вместо деревянной каменная Покровская церковь, но она оказалась тесною, и Савватий просил преосвященного Феодосия, епископа Устюжского и Тотемского, дозволить расширить ее. Разрешение последовало 1765 г., 4 марта, но вместо дозволения расширить церковь предлагалось, ввиду того, что "во оной пустыни храмовой Троицкой церкви не имеется", пристроить к ней "справа церковь во имя Св. Троицы, оставив Покровскую приделом"241.

Между тем в 1764 году последовало распоряжение о монастырских штатах. При введении их Дедовская пустынь была назначена к упразднению, но по просьбе тотемских граждан указом Св. Синода оставлена с одним священником и причетником242. При этом город обязался давать содержание и землю для причта. Заложенная каменная Троицкая церковь была достроена уже в это время и с разрешения в июле 1770 года была освящена игуменом Суморина монастыря Сергием243. В 1832 году Троицкая Дедовская церковь как самостоятельная была закрыта и со всеми землями, принадлежащими к ней, приписана к Спасо-Суморину монастырю. В это время в бывшей пустыне были две церкви: старая деревянная, постройки 1747 г., во имя преп. Сергия Радонежского, и новая каменная, постройки 1770 г., во имя Св. Троицы с теплым приделом, отделенным от нее стеною, в честь Покрова Пресв. Богородицы, с колокольнею в одной связи. В первой церкви антиминс был 1757 г., освященный еп. Варлаамом; в иконостасе, направо от царских врат, в отвороте по боковой стене, возле местных икон, стоял образ Живоначальные Троицы и Пресв. Богородицы с апостолы и преп. Сергием, пядничный, на Св. Троице риза кованая, серебряная, а венцы у всех и поля серебряные, позолочены. В церковных описях сказано, что сей образ приложен боярином Ф. А. Лопухиным. Образ был вставлен в другую доску, на которой было написано житие пр. Сергия. Во второй церкви, в главном храме, антиминс был 1770 г., в приделе - 1805 г. 29 октября. В главном храме иконостас был пятиярусный; за правым клиросом, в особом киоте, находился образ Покрова Пресв. Богородицы, пядничный, венцы и оклад серебряные с позолотой. В описях сказано, что сей образ пожертвовала 1729 г. 3 марта благоверная государыня царица Евдокия Федоровна244.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация