А. Вешняков в начале своего описания Троицкой Дедовской пустыни говорит: "Название свое она (пустынь) имеет от острова, изстари именуемого Дедовским, и от иконы Св. Живоначальной Троицы, которая была побудительной причиной к основанию монастыря. Хотя и пишется в Иерархии Российской церкви, что сия пустынь название Троицкой получила от первоначального храма, в ней бывшаго, во имя Троицы, но такого храма, как видно из записей монастырских, там не было до 1770 г. Во имя же Пресв. Троицы незадолго до основания обители была поставлена только часовня для помещения в ней вышеозначенной иконы". Затем, на второй странице своей рукописи, Вешняков, как и автор первого описания, излагает вышеприведенный рассказ из истории Российской Иерархии об обретении пономарем Воскресенской церкви Иваном Яковлевым иконы на Дедовом острове. Оба автора упоминают и о том, что праведный Андрей завещал пономарю построить на Дедовом острове часовню и поставить в ней найденную икону, предсказав при этом, что впоследствии на этом месте возникнет монастырь. Далее в обоих описаниях говорится, что Иван Яковлев сразу не исполнил завещания прав. Андрея; чрез несколько же времени был посвящен священником в Тотемский собор, причем в первом описании добавлено, что это было при Российском митрополите Ионе. Потом Иоанн Яковлев, по второму описанию, постригся под именем Иона в Заозерской пустыни, где и жил несколько времени, а в первом же описании место пострижения его не указано, но взамен сего говорится, что при преосвященном Геласии (Великоуст. и Тотемском) Иоанн пострижен и был потом игуменом в монастыре преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев.
Все указанные в описаниях биографические сведения об основателе Дедовской пустыни, за исключением лишь места его пострижения и игуменства, подтверждаются и другими документами. В писцовых книгах 1676-1679 гг., как уже было сказано выше, Иоанн Яковлев записан священником в числе Соборного причта и сказано, что он со своим сыном Ивашком живет в келье, построенной на земле Воскресенской церкви, вероятно, еще в то время, когда он служил пономарем у этой церкви219. В это время митрополитом Ростовским действительно был Иона (Сысоевич)220. В 1681 -1683 гг., т. е. в первые годы после преобразования Тотемского Богородского мужского монастыря в женский, едва ли Иоанн Яковлев, еще будучи белым священником, не служил (может быть, временно) в Богородском женском монастыре, так как в подписях к челобитной священников г. Тотьмы 7191 г. (1683 г.) он назван Иоанном (см. выше описание Богородской кладбищенской церкви). При преосвященном Геласии, архиепископе Устюжском и Тотемском, который, как известно, был на Великоустюжской кафедре с 1682 г. по 1685 г.221, Иоанн постригся под именем Ионы, что и отмечено, как было сказано, в писцовых книгах 1687-1688 гг.; при этом добавлено, что на Воскресенской земле келья, в которой он жил до пострижения, пуста и что он служит в Пречистенском женском монастыре за р. Сухоной222.
Где иеромонах Иона постригся? А. Вешняков, согласно с Историей Российской Иерархии, говорит, что в Заозерской пустыни223. Но едва ли это не ошибка. Из описаний Пречистенского женского монастыря в писцовых книгах 1687-1688 гг.224 видно, что иеромонах Иона не жил в монастыре, а приходил сюда временно, только для совершения богослужения. Едва ли для этой цели каждый раз он мог путешествовать из Заозерской пустыни, отстоящей за 50 верст от Тотьмы. Правильнее полагать, что он постригся и жил в ближайшем Спасо-Суморином монастыре, откуда с разрешения настоятеля и ходил для совершения богослужения в Богородский монастырь. Действительно, в писцовых книгах 1687-1688 гг. при описании Заозерской пустыни в числе братии монастыря иеромонах Иона не упоминается. Здесь сказано, что "на монастыре Ъ кельи, а в них живут черной поп Иев да строитель старец Фаддей, да 3 брата иноков"225. Тогда как в описании Суморина монастыря сказано: "На монастыре 7 келий, а в них живут архимандрит Игнатей, да черной поп Иона, диакон Никон, 12 братьев иноков, да в больнице три монаха"226.