город Тотьма » Тотьма » Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Тотьма

ЖИВОПИСЬ

 М. Е. Даен

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ П. С. ТЮРИНА

О вологодском художнике Платоне Семеновиче Тюрине (1816- 1882) появилось немало публикаций, позволяющих ввести его имя в круг русского искусства, связанного не только с провинциальными, но и с академическими тенденциями . Вместе с тем одна из граней его творчества изучена недостаточно - это церковная живопись.

Незаслуженно пренебрежительное отношение к церковному искусству, наблюдаемое в науке периода 30-80-х годов XX века, негативно сказалось не только на осмыслении творчества П. С. Тюрина, но и практически привело к исчезновению из сферы научного обихода этого важного раздела русской культуры XVIII-XIX веков, рассматриваемого в аспекте якобы "внехудожественных" явлений идеологической мысли. Поэтому, прежде чем обратиться к анализу наследия художника в области монументального искусства, следует проанализировать, хотя бы и в общих чертах, развитие церковной живописи в указанную эпоху.

Известно, что церковная живопись прошла сложный путь, и по сравнению с допетровской эпохой он не был лишь путем упадка. В сфере церковной живописи зачастую работали те же самые художники, которым принадлежали лучшие достижения в исторической живописи и в портрете.

Принято, правда, считать, что наиболее плодотворная линия развития религиозных сюжетов в XIX веке пролегала в области станковой исторической живописи: достаточно напомнить прославленные произведения Александра Иванова, Федора Бруни, Карла Брюллова и др. Вместе с тем в середине XIX века стали появляться салонные полотна, в которых ставка делалась на внешний эффект, приятность гладкой и красочной манеры письма, которыми отличались произведения академистов Неффа, Маркова, Моллера и многих других.

К   евангельским   сюжетам   прибегали   не   только   представители академического   направления,   но   и   художники-демократы.   В   эпоху кризиса   старых   общественных   идеалов   и   поиска   новых   широкий отклик   среди   интеллигенции   нашел   призыв   к   самоусовершенствованию   на   основе   христианской   этики,    противопоставляемой   ими официальному православию2. Идеи морального совершенства нередко переплетались с идеями утопического социализма,  с мечтой  о социальной справедливости, с правдоискательством. Эти идеи, по-разному трансформируясь   в   творчестве   Л.   Н.   Толстого   и   Ф.   М.   Достоевского,   в   трудах   историков   и   публицистов,    питали   всю   русскую культуру   второй   половины   XIX  века.   Они   нашли   отражение   и   в I изобразительном искусстве. В творчестве И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, Н. Н. Ге наблюдается повышенный интерес к истолкованию образа  Христа,  являвшегося  в  сознании  многих  деятелей  культуры XIX  века  носителем  высшей  справедливости,  человеческого  идеала, причем   этот   идеал   трактовался   отнюдь   не   в   отвлеченном   плане, а в связи с насущными проблемами современности.

Традиция церковной живописи в течение XIX века неизменно отставала от передового станкового искусства. Так принято считать. Но следует признать, что место ее, проблемы развития, трансформация сюжетного репертуара и стиля в настоящий момент освещены недостаточно, несмотря на то, что в трудах некоторых исследователей и подмечены характерные тенденции ее развития.

Так, искусствовед В. А. Круглова, сравнивая два крупнейших памятника XIX века - Казанский и Исаакиевский соборы, сооружение которых объединило крупнейших русских архитекторов, скульпторов и живописцев для решения задач синтеза искусства, справедливо замечает, что в оформлении Казанского собора в начале XIX века победило жизнеутверждающее направление, вызванное мощным подъемом общественных сил России. Скульптура и живопись Исаакиевского собора, напротив, являются примерами мистицизма и дегуманизирующего начала в церковном искусстве, которое было следствием политической и религиозной реакции в стране. Не случайно в сюжетном репертуаре Исаакиевского собора упор сделан на самые устрашающие темы - "Страшный суд", "Видение Иезекииля", "Всемирный потоп" и другие3. Условная идеализация, безжизненность образов, мистическая экзальтация - отмечает исследователь - характерны для работ даже очень крупных художников, например, Шебуева, Бруни, хотя они выполнены со знанием специфики декоративного искусства, учитывающего особенности восприятия произведения на большом расстоянии в условиях архитектурного интерьера4.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация