город Тотьма » Тотьма » Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Тотьма

Обучаясь в Академии,  П.  С.  Тюрин хорошо усвоил уроки  профессора   В.    К.    Шебуева,    особенно    в   той    сфере,    которая   касалась   монументальных   росписей.   Шебуев   всегда   делал   росписи   непосредственно   в   интерьере,   учитывая   конкретный   характер   архитектуры,   а   также   особенности   восприятия   живописи   на   большом расстоянии   и   под   разными   углами.   Вероятно,   не   случайно   вице-президент   Академии   художеств   Ф.   А.   Бруни   в   1857   году   поручил   П.   С.   Тюрину   исполнять   неоконченный   проект   Шебуева -  роспись   на   плафоне   Екатерининской   церкви   в Академии   художеств,   где   изображен   "Вышний   во   славе",   или   Бог  Саваоф.   Однако   вряд   ли   это   произведение   можно   считать   вполне   самостоятельным.   Подобные   заказы   в   стенах   Академии,   где   действовала строжайшая  цензура,   приводили  зачастую к  выхолащиванию  индивидуальности  художника.   Не   случайно,   как   отмечает  В.   А.   Круглова,    это    изображение    отличается    вялостью   глухого   и    темного   колорита,    жестким   и   грубым   контуром,   несовершенством   исполнения7.

Гораздо   более   самостоятельно   талант   П.   С.   Тюрина   развернулся  тогда,   когда  в  конце   1861- начале   1862  года  он  приступил  к  росписи   церкви   Михаила  Архангела   в  селе  Архангельском   Бохтюжской волости Вологодского уезда - на родине художника8. Ей свойственно чувство синтеза с барочным характером здания церкви. Отголоски барочных (а точнее даже рокайльных) принципов проявились в использовании иллюзорно-архитектурного декора и иллюзионистической скульптуры в сценах с изображением "Небесной иерархии", оформляющей своды здания и его стены. Фигуры небесных ангелов и апостолов то выступают вперед, то уходят в глубь пространственной среды, которую художник формирует сам с помощью тени и света. В колорите он использует сложные цветовые контрасты, обогащенные множеством световых и тональных эффектов, свидетельствующих о богатом колористическом таланте автора и тонком чувстве гармонии. В рисунке он энергичен, изящен и точен, несмотря на усложненные ракурсы и пышные драпировки фигур.

И все же большинство композиций, помещенных в четырех-лотковом своде, обнаруживают стремление автора к строгой тектоничности, ясной логической построенности. Фигуры взлетающих или предстоящих ангелов вторят изгибам килевидных арок, постепенно сходящихся в узком кольце вокруг золотого купола. В этом отношении П. С. Тюрин остался верен принципам классицизма первой половины XIX века с его упорядоченностью, гармонией, рационализмом и конструктивностью всех элементов росписи, ее синтезу с архитектурой.

Этим же принципам он следовал и в другом ансамбле - росписях Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря в Тотьме, которые П. С. Тюрин выполнил в 1864-1865 годах9.

Здание собора было построено в 1795-1825 годах по проекту В. М. Казакова - сына прославленного русского зодчего М. Ф. Казакова. Оно отличается подчеркнутой парадностью замысла, строгой торжественностью, соразмерностью всех архитектурных элементов, создающих ощущение величия и гармонии10.

Очевидно, в получении столь ответственного заказа немалую роль сыграла связь художника с Вологодским епископом Христофором (Эммауским), чей портрет Тюрин исполнил сразу после возвращения из Петербурга в Вологду - в начале 60-х годов11. Вероятно, епископ повлиял и на выбор сюжетов росписей, так как именно в этот период, готовясь к уходу с кафедры на покой, он собирался поселиться в Спасо-Суморином монастыре.

Согласно отчетам П. С. Тюрина в Академию художеств, все сюжеты в храме были написаны по его собственной композиции, даже расколеровка стен, колонн, арок и парусов, а также окон внутри собора делалась под его надзором подготовленными им послушниками монастыря12. Эта расколеровка под цветные мраморы создает особое внутреннее свечение в интерьере, органично связываясь по колориту с сюжетными композициями.

Одна   из   главных   тем   ансамбля   росписей   помещена   в   куполе собора.    Это    изображение    Троицы    Новозаветной    с    ангельскими чинами.   Тема   эта   перекликается   с   аналогичным   изображением   в своде   Михайло-Архангельской   церкви   и   содержит   один   и   тот   же сюжетный  мотив:   торжественное  предстояние  ангелов и архангелов, являвших собою невидимый небесный,  или духовный   мир. Но если в    Михайло-Архангельской    церкви    господствовали    отголоски    барочных  (или скорее позднерокайльных)  тенденций,  проявляющихся в   особой   устремленности   росписей   кверху,   в   создании   иллюзорной   пространственности   в   виде   дополнительных   рисованных   арок и  колонн,   скульптурных  фигур,   исполненных  гризайлью,   что,   взятое   вместе,   расширяло,   обогащало   и   возвышало   сравнительно   небольшое   реальное   пространство   церкви,   то   в   Тотемском   соборе   к подобным   эффектам   прибегать   художнику   не   было   нужды.   Здесь полная   воздуха   и   света   архитектура   с   высокой   папертью,   широкой антресолью,  пилястрами,  колоннами и  парусами,   поддерживающими  огромный   купол,   подсказывала   иное,   более   спокойное   решение   композиции,   подчиненной   круговому   ритму   купола,   прекрасно обозримому со всех точек зрения.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация