город Тотьма » Тотьма » Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Мономентальные росписи П. С. Тюрина

Тотьма

Было бы, однако, неверным считать, что творчество П. С. Тюрина после 60-х годов развивалось только в рамках провинции. В 1877-1878 годах он в числе других академиков Академии художеств и профессоров был привлечен к исполнению настенных росписей и икон в храме Христа Спасителя в Москве, где работал вместе с Суриковым, Маковским, Прянишниковым, Виллевальде, Творожниковым, Алтыновым, Фартусовым, Горбуновым и мозаистом Академии художеств Фроловым17. Согласно отчетам П. С. Тюрина в Академию художеств, он исполнил 33 эскиза одиночных святых для храма, написал картоны по упомянутым эскизам и произвел подмалевки на стенах храма18.

Но   вряд   ли   эта   работа   принесла   художнику   удовлетворение. В отделе рукописей РГБ нам удалось обнаружить письмо П. С. Тюрина,    датированное    апрелем     1878    года,    к    архитектору    храма Христа   Спасителя   С.   В.   Дмитриеву,   красноречиво   говорящее   об усталости художника, о его надорванном здоровье:   "Как бы  нужно быть   дома,   настолько,   Боже,   бы   я   желал   отдохнуть   от   упорного труда.   Четыре   месяца   каждый   день   от   восьми    часов   утра    до шести пополудни сказываются в организме седьмого десятка лет"19.

В   другом   письме   к   неустановленному   лицу,   где   П.   С.   Тюрин перечисляет   имена   местных   вологодских   святых,   исполненных   им в  храме,   он  сомневается   в  том,   что   комиссия   примет  его   работы: "Не  знаю,   так  ли  я   разместил  святых?   Если  будут  перестановки, то мне они  много наделают лишнего труда,  ибо освещаю с правой, левой   стороны   и   в   фас   так,   как   бы   натуры   осветились   на   месте в нише, что хотя и  не принято по храму..."20.  Это маленькое замечание   дает   ключ   для   осмысления   метода   художника,   его   особое понимание роли света в формировании интерьера и его соотношения с   настенными   росписями.   Однако  вряд   ли  такое   понимание   монументального   искусства,   идущее   от   традиций   классицизма,    могло найти   признание   в  официальных  кругах,   привыкших  уже   к   иным критериям ценностей.

С середины XIX столетия в церковном искусстве развивается "неовизантийский стиль", понимаемый зачастую как поверхностная стилизация под псевдовизантийский и псевдорусский дух. Это направление, поддержанное архитектором Тоном и меценатствующими кругами императорской фамилии, породило целую волну преуспевающих эпигонов и подражателей, хорошо набивших руку на упрощенной стилизации. С позиции этого направления все, не укладывающееся в эстетическую норму неовизантийского стиля, объявлялось устаревшим и негодным... Вероятно, исходя из этих установок, были забракованы гениальные эскизы Крамского к храму Христа Спасителя, замененные слащавыми и поверхностными образами А. Т. Маркова. Не увидели свет росписи профессора Ф. А. Бруни, исполненные в 1874 году для этого же храма. Комиссия по приемке работ в храме и сам царь обнаружили их недостаточно "византийскими", и уже готовые росписи на парусах свода было велено переделать другим художникам, что предрешило трагическую кончину известного мастера" .

Вполне очевидно, что такая же печальная участь ждала и труды П. С. Тюрина. Их попросту в храме не оказалось. Бескомпромиссный талант художника не мог приспособиться ни к салонному искусству позднеакадемической школы, ни к поверхностно-стилизаторской манере неовизантийского стиля. Вот почему имя художника после его смерти было предано забвению.

Наш долг воскресить его от несправедливого забвения, дать ему надлежащую оценку и найти ему место в национальной школе русского искусства.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация