ТОТЕМСКИЕ КРАЕВЕДЫ
И. А. Соболев
ПОЧЕТНЫЙ ПОТОМСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНИН
(Памяти В. Т. Попова - основоположника тотемского краеведения)
Высокое звание почетного потомственного гражданина города Тотьмы городская дума присвоила Василию Тимофеевичу Попову в 1884 году, а год спустя, в 1885 году, уездное земское собрание приняло постановление о том, чтобы в здании уездной управы был вывешен портрет Василия Тимофеевича, что и было сделано с разрешения Министерства внутренних дел. Так был оценен усердный труд В. Т. Попова в Вологодском земстве и огромная общественная работа на благо города и уезда. О том, в чем конкретно состояли эти заслуги, и пойдет речь.
По сведениям, которые приводит его земляк тарногский краевед А. Угрюмов в книге "Кокшеньга", Василий Тимофеевич Попов родился в 1828 году в деревне Тимофеевской Заячерицкой волости Спасского приказа в семье крестьянина. (Ныне это территория Тарногского района, но деревня с таким названием не сохранилась). Любознательный сельский мальчик в школе не учился, так как первая сельская школа в Спасском удельном приказе открылась только в 1841 году, когда ему исполнилось уже 13 лет. Но он рано научился читать и писать. Позднее В. Т. Попов так описал этот процесс обучения крестьянских детей: "Детей отдают на выучку грамотным своим соседям с платой от 1 рубля до 1 рубля 50 копеек серебром за каждого, и в продолжение 3-4 зимних месяцев один грамотный выучивает от 4 до 6 мальчиков не только порядочно читать книги церковной и гражданской печати, но приучает частично и письму".
Из сохранившихся документов неизвестно, когда и где впервые поступил на службу В. Т. Попов. Но в 1845 году в возрасте 19 лет он уже состоял писарем при известном голове Турундаевского отделения А. В. Сорокине под городом Вологдой. Начальство им, видимо, было довольно. Его усердный труд был замечен, о чем свидетельствует его первая награда - золотые часы.
В 1851 году Василий Тимофеевич возвращается на родину и в течение 10 лет служит в должности головы Спасского удельного приказа Тотемского уезда. За усердие в исполнении этой должности в 1855 году, по представлению Министерства императорского двора и уделов, его жалуют кафтаном с позументами. В период этой службы в "Вологодских губернских ведомостях" появляется в 1857 году первая краеведческая работа Василия Тимофеевича "Описание Кокшеньги".
Данный этнографический очерк был выполнен на достаточно высоком уровне не только для середины XIX века, но и для наших дней. Достаточно отметить, что А. Угрюмое в своей книге "Кокшеньга", описывая быт и обычаи кокшаров в XIX веке, восемь раз ссылается на указанный выше очерк В. Т. Попова. Материал был опубликован в двух майских номерах "Вологодских губернских ведомостей". Начинается он с достаточно подробных данных о том, что из себя представляет Кокшеньга середины XIX века: "Всех селений в Кокшеньге 382, из них 7 деревень казенных, а остальные 375 деревень уездного ведомства, последние составляют 17 волостей и разделены на два приказа: Спасский и Шевдениц-кий". Подробно описано местоположение названных селений, численность проживающих в них крестьян, возникновение и история развития Кокшеньги начиная с XIII века. Все это излагается достаточно подробно для газетного очерка тех лет, с ссылкой на источники: летописи, краеведческую литературу тех лет и, главным образом, на "Историю государства Российского" Н. М. Карамзина.
Вторая часть очерка озаглавлена "Современный вопрос" и представляет собой рецензию на статью Ивана Михайлова, под аналогичным названием опубликованную в "Сыне Отечества". Полемизируя с автором, Василий Тимофеевич выступил против запретительной системы, требовавшей высокого таможенного тарифа "для иностранных произведений". И. Михайлов утверждал, что такая система способствовала бы развитию внутренней промышленности и торговли в России.
Ссылаясь на известного русского экономиста XIX века И. В. Вернадского и его труды, В. Т. Попов убедительно показал, что русский народ может жить не хуже англичан, французов и немцев. "Могущество каждого народа,- писал он,- в нем самом, а не в его оградах. Не в защите, а в труде кроется зародыш народного благосостояния". Это высказывание позволяет сделать вывод о том, что уже к 50-м годам Василий Тимофеевич обладал не только определенными навыками, знаниями в области практики ведения сельского хозяйства, но имел самые серьезные познания в области экономической теории.