Сменный капитан Вячеслав Федотовский, как только пришвартовался паром, вышел мне навстречу из рубки и долго жал руку.
- Хочу рассказать о вашей работе, как вы тут на Сухоне живете, - приветствовал я его.
- Машин нынче мало ездит, в основном все в объезд норовят, хоть и подольше. Но, думаю, работа будет: скоро вот дачники поедут с Питера, Архангельска. Да и рубцовский праздник не за горами, опять его участники прибудут. А вообще, да, - слегка призадумавшись, сказал он, - ведь были времена, когда пароход за пароходом, баржа за баржой шли и шли по Сухоне.
Вот уже более тридцати лет Вячеслав работает на речном флоте и девять из них перевозит людей с правого берега Сухоны на левый и наоборот. И хотя кому-то, может, и покажется его работа монотонной, он находит в ней свои прелести.
Вячеслав со своим напарником Григорием Нератовым заканчивали очередной день. Ждали лишь машину с грузом и председателя из СПК «Манылово». Но время шло, а машины все не было. И тогда, удобно устроившись в рубке на левом берегу у Черепанихи, я решил поговорить с ними о тех, для кого Сухона - это тяжелый повседневный труд.
- Вот однажды, помню, - начал Вячеслав, - позвонили нам, что одна женщина рожает. Надо срочно перевезти на пароме, где ее ожидала «скорая помощь». Пока мы двигатель заводили, другие подготовительные работы делали, а она уже и родила в доме стариков Казанских. Нам лишь только роженицу пришлось с малышом перевезти до машины. Нет, ночью часто беспокоили раньше: то машина, запоздавшая с товаром, то милиция. Мы откликались. Понимали, что дело нужное.
Жизнь на пароме - это особый мир. Кругом чистота и порядок: рында, надраенная так, что в ней отражаются все прибрежные дома на берегу, палуба, рубка - все блестит. После каждой машины Григорий удаляет при помощи песка масляные пятна, следит за чистотой и готовит замечательную пищу. Вообще Григорий - человек особый, очень гордится своей фамилией, которая, по его мнению, берет название от известной тотемской династии купцов Нератовых, на средства которых строились пароходы, возводились церкви. Именно они снаряжали в дальние края экспедиции вологодских мореплавателей, которые открывали сибирские земли.
Жизнь на пароме подчинена особому ритму, где все по расписанию и по сложившимся годами традициям. И хотя сейчас надобность в пароме несколько упала, но свои функции он продолжает выполнять. И людям, живущим в Черепанихе, всегда можно рассчитывать на то, что доберутся они на соседний берег в село Красное и купят хлеба, который напекли им хлебопеки из Манылова.
Но моя поездка по Сухоне неожиданно получила продолжение на следующий день. Ночевать мне пришлось на пароме, в отдельной каюте, под шум речной воды, которая плескалась о борт судна. Утром, наскоро попив чаю, Вячеслав сообщил, что соседи с катера «Каменка» отправляются на осмотр территории. Недолго думая, я перебрался на это судно, и мы отправились вниз по Сухоне в сторону села Усть-Печеньга.
Мы проплывали острова, заброшенные деревни и поля. На берегу виднелись лодки с рыбаками.
- Раньше рыбы было куда как больше, да вот уж не одну весну как травят, - с грустью говорит капитан «Каменки» Валентин Оссовский. - И в результате ушла от нас и стерлядка, и щука, и плотва. Постепенно, конечно, сейчас все восстанавливается, но с большим трудом. Хочу сказать, что народ уже не безобразничает, ведь нарваться на рыболовную инспекцию можно в два счета.
Катер приближался к Усть-Печеньге. В этом селе мне очень хотелось увидеть учителя местной школы Александра Кузнецова. Для этих мест, и вообще для краеведов, Кузнецов - личность известная. Александр Васильевич написал несколько книг об истории этих мест, происхождении фамилий, которые носят местные жители, обрядах и традициях. И мне кажется, что в будущем историки будут благодарить этого самобытного человека за тот титанический труд, который он проделал.
Еще на подходе к школе, которая утопала в зелени, я услышал из окна громкий голос Кузнецова. Дав ребятам задание, Александр Васильевич вышел в коридор, чтобы пообщаться со мной.
- Да, теперь мы, сельские учителя, живем очень хорошо. А раньше надо было и ребятишек учить, и как-то выкручиваться, чтобы дома был хотя бы хлеб. Но река и огород всегда нас выручали. Кто бы думал, что у нас в деревне будет Интернет и я смогу найти тот материал, который и в областной библиотеке-то редкость.
Мы бы еще долго разговаривали с учителем Кузнецовым, но надо было собираться в обратный путь. Меня уже заждались старики Путиловы. Они приняли меня как родного, согрели самовар, выложили на стол нехитрую крестьянскую снедь. Вот уже не один десяток лет как живут они вместе, выстроили дом, воспитали детей. Но даже на пенсии не дают себе отдыха, каждый день у них проходит в трудах.
- Мы любим, когда к нам кто заглянет, радуемся за сына Николая - хороший парень. Всегда с нами. Хоть и живет в Юбилейном, а нас не забывает. Да, парень он у нас работящий. Как приедет, так все куда-нибудь зовут: кому баню помочь сделать, кому крышу покрыть. У дочки его, нашей внучки, в Вологде скоро свадьба. Так что все нормально, - рассказали о своем житье-бытье Путиловы.
Сергей РЫЧКОВ. Тотемский район.
Фото: Капитан Вячеслав ФЕДОТОВСКИЙ: «Жизнь на пароме - особый мир».