В. А. Притчина
ПРЯЛКИ ИЗ СОБРАНИЯ ТОТЕМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Прялки как особые произведения русского народного искусства уже давно стали предметом музейного и научного изучения. Еще в начале XX века А. А. Бобринский составил первую классификацию прялок, выделив восемь типов: шесть - с учетом территориального признака и два - по технике исполнения. Классификация А. А. Бобринского относила прялки Тотемского уезда к вологодскому типу1. Много позднее, в 1970 году, на территории Тотемского района работала экспедиция Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника с участием сотрудников Вологодского и Тотемского музеев. Результатом этой совместной работы было издание каталога "Русские прялки"2. В него были включены и прялки различных частей Тотемского уезда: прялки Тарноги, Тотьмы, Нкжсеницы, Чучкова, Бирякова, Погорелова, Междуречья, Совеги, Толшмы, Великодворья.
Коллекция прялок Тотемского краеведческого музея - одна из самых крупных. Она ведет свое начало от поступлений первой четверти XX века и насчитывает ныне 450 единиц хранения. Важно и то, что коллекция непрерывно пополняется, и это позволяет делать новые наблюдения и выводы. Помимо разновидностей прялок, отмеченных предыдущими исследователями, есть основания для выделения новых: прялки Сон дуги, Заозерья, Середского, "соломенки", Нижней Печеньги, Матвеева и Медведева.
Работа по изучению прялок продолжается. Появляются неизвестные фамилии мастеров. Особое внимание обращается на семантику орнаментов резных и расписных прялок (местное название - "пресница"). В далекие времена эти узоры имели глубокий смысл. Например, розетка была символом солнца, сплошной узор из треугольников, составляющих квадраты,- символом вспаханной земли, волнистая линия - символом воды, дождя. Но уже к XIX веку эти элементы орнамента утратили первоначальный смысл. Декорировались лопасть и ножка прялки, донце чаще всего оставалось свободным от узора.
Мастера изготовляли прялки для взрослых и детей. Девочек учили прясть с детства. Самые талантливые мастера-профессионалы изготовляли прялки на заказ, в больших количествах они продавались на ярмарках. В результате разнообразных контактов населения Тотемского уезда проходил обмен традиционными приемами декоративного оформления прялок, широко бытовавших в прошлом в крестьянской среде. Но в рамках каждой локальной традиции изготовления прялок, при определенной устойчивости основных черт, были возможны варианты. Каждое произведение носило печать индивидуального мастера.
Прялки Тотьмы. В данный раздел мы относим большое количество прялок, которые бытовали в той части Тотемского района, которая непосредственно примыкает к городу и р. Сухоне. Их лопатообразная форма, по классификации А. А. Бобринского, представляет основную разновидность второго вологодского типа русских прялок. О. В. Круглова в каталоге "Русские прялки", указывая их модификации, считает, что форма тотемской прялки легла в основу нескольких разновидностей прялок этого района.
В фондах музея прялок Тотьмы - 12, три из них датированы 1889, 1907, 1928 годами. Первое поступление в музей относится к 1948 году, последнее - к 1988 году.
Прялки Тотьмы - корневые, реже составные. Небольшую, квадратной формы лопасть венчают прямоугольные, копьевидные или треугольные поставленные на острие городки, под ними решетка или сквозные круглые отверстия в один, два или три ряда. В нижней части лопасти - круглые сережки, обращенные к ножке. Лопасть тотемской прялки с лицевой стороны украшает узор трехгранно-выемчатой резьбы, в центре лопасти - розетка, по углам квадрата - сегменты розеток. Чаще всего прялки Тотьмы не окрашены, иногда с резьбой сочетается раскраска.