Прежде всего мы считаем необходимым сообщить краткие сведения о преподобном Феодосии и об открытии его мощей.
Феодосии Суморин родился в Вологде в начале XVI века, он отличался выдающимися способностями, был достаточно образован по тогдашнему времени, обладал высоконравственными совершенствами и стремился только к тому, чтобы жить согласно Евангельского учения. После смерти своих благочестивых родителей и жены Феодосии еще в молодых годах оставил мир и поступил в число монахов Прилуцкого монастыря, где он прошел все тяжелые монастырские послушания: рубил дрова, носил воду, молол муку, пек хлебы, трудился в поварне, и все делал с усердием и любовью, стараясь услужить каждому из братии, и в то же время не упускал ни одной церковной службы. В пищу он употреблял только хлеб и воду и то в малом количестве.
Такая строгая, подвижническая жизнь и усердные труды были приняты во внимание настоятелем монастыря, который послал Феодосия в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими варницами. С большим усердием и старанием Феодосии принялся за исполнение порученного ему дела. Ни при одном из его предшественников солеварни не были в таком цветущем положении и рабочие не были всем так обеспечены и довольны, как при нем. С первого же раза все рабочие встретили себе в новом надсмотрщике отца и благодетеля, готового всегда им помочь.
После нескольких лет трудов на варницах Феодосии, согласно своего душевного влечения к монастырскому уединению, выхлопотал от властей разрешение на устройство монастыря вблизи г. Тотьмы, который при помощи жителей Тотьмы он выстроил в течение года.
По мере умножения братии монастыря преподобный Феодосии увеличивал и заботы о них, он старался просветить братию: неграмотных обучал чтению и письму; кроме богослужебных книг, приобретал для чтения недешевые тогда книги религиозно-нравственного содержания; постоянно поучал и назидал братию словом и особенно собственным своим примером; отказывал себе во всем и, проводя жизнь самую строгую в трудах и подвигах, не изменял этому правилу в течение 15 лет своей жизни в монастыре до самой кончины.
По своему смирению преподобный Феодосии не пожелал принять священного сана и, будучи начальником и строителем Тотемского монастыря, навсегда остался простым монахом-схимником. Скончался преподобный Феодосии 28 января 1568 года, и тело его было погребено в созданном им монастыре.
Ввиду частых пожаров в монастыре и уничтожения надгробной плиты место погребения преподобного Феодосия было забыто; однако память о нем в народе пользовалась всеобщим уважением и любовью. Многие, наслышавшись об его богоугодной жизни и трудах, стали просить его молитвенной помощи и предстательства пред Богом и по вере своей получали исцеление, что еще более возбудило в народе благоговение и веру в преподобного Феодосия как в угодника Божия.
В 1796 году при копке в монастыре фундамента для нового каменного храма было обретено 2 сентября в гробу тело преподобного Феодосия; причем голова, руки, весь состав и одежды его были целы.
В течение более двух лет епархиальное начальство совместно со светскими властями троекратно свидетельствовали тело преподобного Феодосия и находили только незначительные изменения с тем видом, в каком оно было обретено 2 сентября 1796 года. Однако по распоряжению этих властей тело скрывалось под замками и печатями то в земле, то в стенах церкви60, и дело об открытии мощей тормозилось, проходя различные инстанции. Такая медленность сильно волновала и печалила местное верующее население: тем более, что за это время от гроба были получаемы многочисленные исцеления. Народ через своих уполномоченных подавал прошения разным властям об открытии мощей своего угодника и достиг этого только 1 января 1799 года.
Как в течение всего времени после обретения тела преподобного Феодосия до открытия мощей его народ в простоте сердца, глубоко веровавший в святость своего угодника и в нетленность его мощей, недоумевал и огорчался на власть, медлившую открытием мощей, так и в настоящее время весь православный народ Вологодской и соседних губерний недоумевает и скорбит о перенесении мощей из храма в музей.
По имеющимся в нашем распоряжении сведениям, мощи преподобного Феодосия изъяты были из Тотемского монастыря в сентябре 1919 года. Около 12 часов ночи на 26 сентября в монастырь прибыли в сопровождении отряда милиции представители местной гражданской власти. Взявши из келий исполнявшего обязанности старосты монаха с церковными ключами и его помощника и запретивши им тревожить кого-либо из прочей братии, прибывшие отправились в летний храм, взяли находившиеся здесь мощи угодника и увезли их из монастыря, объявив, что мощи отправляются в Вологду в Собор. Монах-староста и его помощник, а также случайно оказавшийся на монастырском дворе монах-сторож были арестованы и освобождены лишь в 12 часов дня, после того, как пароход, увозивший святые мощи в Вологду, отбыл из Тотьмы.
Помещение мощей в музее, притом в обнаженном виде, на показ людям маловерующим или совсем неверующим, допускающим неуместные замечания, не интересуясь тем, как много хорошего и полезного сделал этот человек для людей при своей земной жизни, крайне тяжело отзывается в сердцах православных людей, признающих, что честные останки угодника Божия Феодосия, благоговейно чтимого всем православным миром и в особенности населением Северного края, должны помещаться только в храме. Тем более, что помещение святых мощей в музее лишает возможности верующих помолиться пред останками своего чтимого святого угодника.
Не следует забывать, что со времени кончины преподобного Феодосия прошло 352 года и за такой продолжительный период времени очень изменяется даже внешний вид земной поверхности, тело же преподобного за малыми изменениями осталось нетленным, несмотря на то, что оно многократно подвергалось разным атмосферным влияниям и переменам места. Сохранность тела отчасти даже подтверждается осмотром его, произведенным 17 апреля 1919 года, как это видно из протокола, помещенного в № 2 "Красного Севера" от 3 мая 1919 г.
Такая сохранность тела преподобного Феодосия, по искреннему убеждению православного народа, объясняется только особым Божи-им провидением, хранящим кости праведных своих. Но если бы даже тело преподобного Феодосия предалось тлению, то его святая и праведная жизнь и те чудесные исцеления, которые он даровал и дарует верующим христианам по своей кончине, никогда не искоренят у православного народа молитвенных чувств и истинного благоговения к почившему.
Оскорбляя религиозное чувство православных граждан, составляющих громадное большинство населения как г. Вологды, так и всего края, лишение их возможности чтить святые мощи преподобного Феодосия соответственно своим религиозным верованиям, не имеет для себя основания и в действующем законодательстве Российской Республики. Конституция Республики и декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года незыблемо устанавливает в пределах Республики полную свободу совести и религиозных верований. Издание каких-либо местных законов и постановлений, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, воспрещается (ст. 2. дек. 23 янв. 1918 года*). По разъяснению Народного Комиссара Внутренних дел Петровского в циркулярном письме губисполкомам и горисполкомам ("Известия Вологодского губисполкома" от 8 марта 1919 года, № 54) правительственный декрет 23 января 1918 г. "обеспечил верующим и их обществам полную возможность думать, верить и учить согласно внутреннему убеждению. Только теперь, т. е. с изданием упомянутого декрета, искренно верующие получили полную возможность свободно исповедывать свои религиозные взгляды и проявлять их в храмах и молитвенных домах". В качестве оружия допускаемой Конституцией Советской Республики антирелигиозной пропаганды тем же циркулярным письмом Комиссара Внутренних дел рекомендуется лишь свободная критика религиозных верований и обрядов.
Для принудительного отнятия у верующих предметов их религиозного культа вышеприведенные узаконения не дают решительно никакого основания. Напротив того, в циркуляре Комиссара Юстиции Курского, опубликованном в № 26/578 "Известий Центр. Испол. Комитета" от 5 февраля 1919 года, всякие действия по изъятию из храмов предметов религиозного культа признаются неправомерными и нецелесообразными, как затрагивающие религиозные чувства верующих граждан. Единственное исключение в этом отношении по упомянутому циркуляру комиссара Курского допускается лишь для предметов, представляющих собою ценность с точки зрения исторической, художественной или иной, каковые предметы местным Совдепом по соглашению с комиссариатом просвещения могут передаваться в хранилище Советской Республики; но к почитаемым православными христианами мощам угодников Божиих это исключение, по нашему глубокому убеждению, никоим образом не может быть