ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ТОТЕМСКИЙ* был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии, где ему было посвящено несколько храмов. Слава преподобного Феодосия, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ. Престолы, ему посвященные, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях.
Строки его жития сообщают, что "Феодосии Ульянов Суморин"2 родился около 1530 года** в городе Вологде в благочестивой и состоятельной семье. Отличаясь в юности религиозным настроением души, "желание свое ко Христу Богу вперив"3, Феодор (его мирское имя) мечтал о иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор вынужден был подчиниться родительской воле и жениться на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину4. После смерти жены, устроив дочь, он принимает монашеский постриг с именем Феодосии в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой5. Феодосии, исполнив свою давнюю мечту, "...последовал еси преподобному Димитрию и обители его сожитель был еси..." (из тропаря преподобному Феодосию, глас 4-й). Послушание новоначальному монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосии принял его с радостью, почитая необходимым для смирения и спасения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И вотего молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы,
* См. о нем также в книге Д. Григорова "Тотьма и окрестности", публикуемой в данном Альманахе (ред.).
** Существуют и иные версии о дате рождения, относящие ее к более раннему времени, например, к началу правления великого князя Василия III (1505-1533 гг.) (ред.).
и поручить надзирать за соляным двором. Надо отметить, что Тотьма, недавно обосновавшаяся на новом месте, не имела поблизости обители, где благочестивому православному человеку можно было бы постричься и успокоиться под старость. Прилуцкий игумен, благословив преподобного и преподав ему наставления, отпустил его.
Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосии нашел подходящее для обители место - мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Григорьевой Истоминой, и старец просил ее: "Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов"6 . Истомина уступила, закрепив свое решение специальным актом - данной: "... дала семи старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, пустошь Симакинскую на Песье Деньге и на Ковде со всем угодьем, что к ним из стари потягло... и дали есма ему на монастырское строение"7. Благословив землю: "Се покой мой, в век века зде вселюся",- преподобный поставил шалаш из ветвей, т. е. "кущу", и ископал себе пещеру, поставив через малое время деревянную кельицу8 .
Тотьмичи, благожелательно настроенные к иноку, видя, что исполняется их давнее желание - иметь свою обитель, просили царя Иоанна IV Васильевича дать разрешение на строительство монастыря. В январе 1554 года была выдана грамота: "...старца Феодосия Сумо-рина пожаловал, освободил ему церковь воздвигнути Преображения Господа Бога и строити на Тотьме меж речками Ковды и Песьи Денги..."9. На некоторое время новоустраиваемый монастырь был освобожден от разного рода пошлин и налогов ради строительства соборного храма. По указу царя Ростовский архиепископ (в епархию которого входила тогда Тотьма) выдал благословенную грамоту на построение храма и обители. В том же году "постави церковь и трапезу и келлии по чину монастырскому" при помощи жителей города. Шатровый, с трапезной, собор Преображения просуществовал до 1620-х годов, когда его сменили два стоящих рядом клетских храма, один из которых был трапезным и теплым"11.