В 1795 году начинается строительство новой каменной церкви Вознесения Господня. Для этого разобрали прежнюю ветхую церковь и на освободившемся месте стали копать фундаментные рвы. Во время работ, 2 сентября 1796 года, обретают мощи, по шитой надписи на парамане схимы опознанные как мощи преподобного Феодосия. После освидетельствования 12 ноября того же года они были внесены при колокольном звоне всех церквей г. Тотьмы в монастырскую церковь Иоанна Златоуста, а после Божественной литургии - в собор Спаса Преображения, где они были поставлены в стенную нишу и запечатаны23. По специально составленному церемониалу, присланному по указу Святейшего Синода от епископа Вологодского и Устюжского Арсения, мощи были вновь обследованы24. Наконец, мощи святого обрели покой в Вознесенском соборе монастыря, где с 31 декабря 1798 года стояли открыто25, напротив чудотворной Тотемской-Сумо-ринской иконы Божией Матери. Так свершилась официальная церковная канонизация преподобного Феодосия Тотемского.
В 1919 году, в связи с кощунственными вскрытиями святых мощей, были вскрыты и мощи преподобного Феодосия, после того долгое время хранившиеся в запасниках Вологодского музея. В 1988- 1994 годах они находились в Лазаревской церкви г. Вологды, а 12- 15 сентября 1994 г. состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодосия в Троицкий храм г. Тотьмы, где они помещены в раку. Спасо-Суморин монастырь осквернен и полуразрушен. Хочется верить, что святой Феодосии все-таки обретет покой - уже навсегда- в созданной им обители.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ стал продолжателем монашеского делания преподобного Феодосия. В конце XVI - начале XVII века он подвизался при Спасо-Преображенской церкви на речке Гиксне. Но в отличие от Феодосия, он не создал своего монастыря, оставаясь отшельником-аскетом.
По свидетельству жития, преподобный Вассиан происходил из крестьян деревни Бурцеве Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода Тотемского уезда. В миру его звали Василием. Как и все, крестьянствовал, а в зимнее время ходил по окрестным деревням и портняжничал. Уже в молодости имел желание уйти в монастырь и послужить Богу в иноческом чине. Но, уступая просьбам родителей, Василий женился и имел в этом браке двух сыновей. Позднее, после смерти родителей и по согласию с родными, он ушел в Спасо-Суморин монастырь26.
Поселившись в обители, Василий упросил настоятеля строителя иеромонаха Ферапонта облечь его в монашество. После испытаний и назидательного слова преподобный Ферапонт постриг Василия и нарек его Вассианом. Основным послушанием новоначального инока стал труд в монастырской поварне и пекарне, выполняемый им со смирением. Видя это, Ферапонт благословил молодого инока на особый вид подвижничества - ношение вериг. С ними Вассиан не расставался целых тринадцать лет, нося железный обруч вместо пояса, на плечах - цепь, на голове, под монашеским куколем,- железную шапку27. В этом преподобный Вассиан сроднился со святыми юродивыми и подвижниками благочестия. Желая усилить свои духовные подвиги, он, благословившись у своего настоятеля и духовника Ферапонта, в 1594 году уходит на Тиксненский погост. Там, близ приходских церквей Спаса Преображения и Святителя Николая, он попросил себе место под келию у настоятеля иерея Нестора Андреева с причтом28 .
В течение тридцати лет (с 1594 по 1624 годы) преподобный Вассиан подвизался на одном месте, в небольшой деревянной келий с волоковым оконцем, в двадцати саженях от Спасо-Преображенской церкви29. Здесь подвиги его стали суровее: ночами старец стоял на молитве, прерывая ее лишь для краткого отдыха на голом полу30. Одна из описей погоста начала XVII века сообщает: "...в келье трудник черноризец Васьян"31. Под словом "трудник" в то время подразумевался человек, безвозмездно трудившийся на церковь, подвижник. Незадолго до своей кончины преподобный принял образ великой схимы от своего духовного отца иеромонаха Ферапонта. Скончался он 12 сентября (25 сентября н. ст.) 1624 года32.